Здесь — седина на древних стенах,
Истории бурливый бег,
Из кружев камня, белопенных,
Соборы; брани и успех
В делах, и громкие проклятья,
И супостата грозный клич,
Набатов гул, побед объятья
И ката беспощадный бич,
Холопа стон и шум торжища…
Всё перечислить не берусь.
Кремль новгородский, городище…
Здесь сердце родины, здесь — Русь.
Альбина Панкова
«Здесь — седина на древних стенах… (Новгород)»
Роль окружающей среды в современном мире значительно изменилась – местность, в которой мы живем, стала не просто внешней окружающей средой, а особым элементом, структурирующим жизнь современного человека, и позволяющим воспринимать культурные традиции.
Для художника, которого формирует жизненный опыт, город в котором он родился или живет, имеет огромное влияние на его творчество. А жизнь на новгородской земле, с ее природой, историей, которая хранится в каждой улочке, культурой, является кладезью идей для творчества.
Прогулка по виртуальной выставке, как по улицам города, познакомит с работами новгородских художников, хранящимися в фондах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли, и расскажет через них историю города, его быт, и творческих путь мастеров.Первая улица выставки, с которой стоит начать знакомство, это «Город исторический». Ее открывает работа Григория Михайловича Штендера «Красный Кремль», выполненная в технике масляной живописи. Совершенно не удивительно встретить среди работ архитектора-реставратора изображение Детинца – центра жизни города, хранящего многовековую историю, и тайны которого Григорий Михайлович разгадывал на протяжении многих лет.
Штендер Григорий Михайлович (1927-1992 гг.). «Красный Кремль», 1970-е гг. г. Новгород, Картон, масло.
Далее – живописная работа Сергея Семёновича Рубцова «Выступление в поход за Великий Новгород и Святую Софию» из цикла «Русь в красе заплаканной и древней», приоткрывает для зрителей одну из страниц истории города, которую так же решил исследовать и художник. Рубцов, написавший множество работ на тему истории Руси просто не мог обойти в своих работах Новгород Великий с его богатой историей.
Рубцов Сергей Семёнович (1938 г.р.). «Выступление в поход за Великий Новгород и Святую Софию». Из цикла «Русь в красе заплаканной и древней», Бумага, гуашь.
В отличие от работ Сергея Рубцова, изображающего исторические эпизоды, Сергей Иванович Пустовойтов и Юрий Игоревич Ерышев, показавшие храм Святой Софии в своих работах, в технике акварели и масляной живописи соответственно, передают образ Софии – свидетеля событий.
Пустовойтов Сергей Иванович (1921-1995 гг.). «Новгород Великий. Софийский собор XI в.» 1980-1986 гг. Бумага, акварель.
Ерышев Юрий Игоревич (1950 г.р.). «Новгородская София. Полдень». 2009 г. Холст, масло.
Последняя работа на улочке «Город исторический» это офорт Эдуарда Николаевича Иванова «Январь в Кремле. Новгород». Изображение Детинца конца 70-х годов – времени, когда пути художника и исторического места пересеклись, и слились в работе, герои которой будто слушают историю, которую им рассказывает вековой памятник.
Офорт. Иванов Эдуард Николаевич (1939-2008 гг.). «Январь в Кремле. Новгород». («Зима в Детинце»). 1979 г. Бумага, печать.
Следующую улочку «Город современный» продолжает все тот же герой – Детинец, стена которого изображена на акварели Э.Н. Иванова «Пост №1». Вид известный каждому новгородцу, и тем, кто был в городе в гостях – Вечный огонь. Часть истории боевых побед Новгорода уже 20-го века.
Иванов Эдуард Николаевич (1939-2008 гг.). «Пост №1». Конец 1970-х гг. Бумага, акварель.
Города земли новгородской не имели широты и размаха улиц своего соседа Санкт-Петербурга, и поэтому совершенно не удивительно, что большая часть застройки как административного центра, так и городов по всей области, это небольшие деревянные дома, разбавленные кирпичными и панельными глыбами. Александр Александрович Варенцов в работе «Тающий снег» и Сергей Михайлович Соколов с произведением «В деревне» передают пейзаж знакомый большинству – уютная деревенька с маленькими избами, дом, пахнущий древесиной, и снежная зима, которая уступает дорогу весне.
Варенцов Александр Алексеевич (1949 г.р.). «Тающий снег». 1980 г. Холст, масло.
Соколов Сергей Михайлович. «В деревне». 1982 г. Холст, масло.
Образ деревянного дома в своей гравюре использует и Э.Н. Иванов. Он соседствует с церковью Спаса на Нередице, которая становится неотъемлемой частью быта человека с его хозяйственными постройками и сливается в единый пейзаж на работе художника.
Иванов Эдуард Николаевич (1939-2008 гг.). «Нередица». 1994 г. Бумага, гравюра на пластике.
То, как живет современник, новгородского художника интересует не меньше, чем образ города. Быт, традиции, образ жизни, все это запечатлено на холсте и бумаге во множестве техник. Так начинает путешествие по улице «Жизнь человека».
Работа народного художника России Дмитрия Власовича Журавлева «Март. Клюква в снегу» и «Осенний натюрморт» заслуженного художника Российской Федерации Булата Мансуровича Яманова показывают традицию сбора урожая, не угасающую среди новгородцев и по сей день.
Журавлев Дмитрий Власович (1933 г.р.). «Март. Клюква в снегу». 2002 г. Холст, масло.
Яманов Булат Мансурович (1963 г.р.). «Осенний натюрморт». 2001 г. Холст, масло.
Натюрморт «Верба и подснежники» Ларисы Петровны Новиковой изображает расцветающую весну с ее праздниками и традициями, пронесенными через года.
Улица «Путь художника» начинается с работы Виктора Федоровича Трофимова, иллюстрирующей мероприятия, являющееся неотъемлемой частью жизни любого художника, будь то опытного, так и только начинающего свой путь – «Пленер».
Трофимов Виктор Фёдорович (1939- 2011 гг.). «Пленер». 2008 г. Холст, масло.
Дальнейшим шагом познания и совершенствования навыков после пленэра идет портрет. Евгений Васильевич Сущеня с его «Портретом художника Шибанова» показывает образ современника, а также передает личность творца известным ему языком живописи – цветом.
Сущеня Евгений Васильевич (1940 г.р.). «Портрет художника Шибанова». 1981 г. Холст, масло.
Следующее препятствие, стоящее перед творцом – создание образа, знакомого всем и понятного каждому. Борис Львович Непомнящий, народный художник Российской Федерации, в офорте «Юность» использует все доступные ему средства – композиция, тон и техника, чтобы отобразить в фигуре чувство.
Непомнящий Борис Львович (1945 г.р.). «Юность» Бумага, офорт.
Николай Михайлович Локотьков проводит нас через еще один этап становления творца. Переосмысление. Его работа «Похищение Европы» рассматривает многим знакомый сюжет через призму своего опыта, видения, знаний.
Локотьков Николай Михайлович (1951 г.р.). «Похищение Европы». 1993 г. Бумага, офорт.
И в итоге путь приводит нас к работе Дмитрия Сергеевича Кондратьева «Кони». Отвержение знакомых каждому форм, передача образа в своем стиле, на своем языке искусства.
\ Кондратьев Дмитрий Сергеевич (1928-2008 гг.). «Кони». 1984 г. Холст, масло.
Вы смогли прогуляться по улочкам города в сопровождении новгородских художников. Пройденный путь, продлившийся для творцов годы поисков, исследований, дум, отразился в их работах, показал влияние города и среды на творчество. Художники строили пути искусства много лет, а зритель, как и обычный пешеход, выбирающий постоянный маршрут, может увидеть работы на всем знакомые темы, так и последовать за мастером по новой дороге творчества.