В феврале 2020 г. в Камчатском краевом художественном музее открылась выставка молодых художников «Молодая Камчатка».

На открытии выставки Молодая Камчатка в ККХМ

Выставка «Молодая Камчатка» - это взгляд нового поколения на окружающую действительность, выражение мыслей молодых камчатских художников через свой художественно-образный язык. В экспозиции было представлено более 80 произведений живописи и графики: пейзажи, портреты, тематические композиции, написанные художниками за последние несколько лет. Среди них много работ, посвященных столице края – Петропавловску-Камчатскому, который в 2020 году отметил 280-летие. В выставке приняли участие 16 художников из Петропавловска-Камчатского, Елизово и Вилючинска: Александра Аджигитова, Артем Братухин, Мария Корниенко (Стародумова), Анастасия Кочерина, Алексей Москвин, Михаил Набутовский, Кристина Саушкина, Андрей Ситников, Олеся Ситникова, Анастасия Сушко, Марина Филатова, Елена Пшеничка-Фомичева, Евгений Чайкин, Ирина Чечетка, Екатерина Чуракова, Антон Шахов. Среди участников выставки – выпускники ведущих художественных вузов России, а также выпускники отделения живописи Камчатского колледжа искусств и художественной школы г. Петропавловска-Камчатского. Кроме того, в выставке приняли участие и самодеятельные художники.

В экспозиции выставки преобладал пейзаж. Развитие пейзажного жанра в изобразительном искусстве отличается определенными закономерностями и имеет свою специфику, связанную с особенностями территории и уникальным разнообразием природы. В основном на выставке были представлены пленэрные работы, написанные на Камчатке. Молодые художники с большой эмоциональной выразительностью передали удивительную красоту камчатской природы - это живописные этюды улиц г. Петропавловска-Камчатского Артема Братухина «Северо-Восток», «Улица Советская», наполненные светом и воздухом работы Андрея Ситникова «Недалеко от порта», «На пристани», «Морпорт» и Олеси Ситниковой «Дачная», Анастасии Кочериной «Вид на Три брата», «Мыс Маячный», Михаила Набутовского «Летний вечер. Авачинский вулкан» и небольшие этюды Марии Корниенко (Стародумовой). Пейзажи написаны маслом на холсте смело и экспрессивно в живописной, реалистичной манере. Особое внимание художники уделили построению перспективы и композиции, передаче изменчивости воздушной и световой среды.

Рисунок 2. А. Ситников. На пристани. Картон масло. 2017

А. Ситников. «На пристани». Картон, масло. 2017

Рисунок 1. А. Братухин. Улица Советская. Холст масло. 2020

А. Братухин. «Улица Советская». Холст, масло. 2020

 

Следует отметить новые интересные композиционные решения и актуальные темы и проблемы, которые они затрагивают в произведениях. Тематические композиции «Краболовы», «Камчатский завтрак», «Поиск» представила Екатерина Чуракова. Работы отличаются живописной свободой, разнообразием композиционных решений. На картине «Краболовы» Екатерина она передала характер людей, работающих в суровых погодных условиях на Камчатке. Манера письма широкая, этюдная. Фактура живописного полотна сложная: от тонких прописок до корпусного письма.

Рисунок 3. Е. Чуракова. Краболовы. Холст масло. 2020

Е. Чуракова. «Краболовы». Холст, масло. 2020

В технике акварели написаны пленэрные работы Анастасии Сушко «Корабли у причала», «На угольной», «Зимний порт» и Чечетки Ирины «Объездная. Перевал», «Сивучи на Рыбзаводе». На них запечатлены узнаваемые уголки города. Произведения отличаются прозрачностью и легкостью цвета. Используя разные техники акварели, художницы передают тонкие цветовые переходы, насыщенность пространства воздухом. В технике «алла-прима» написаны произведения Алексея Москвина «В ожидании рыбы», «Петропавловский этюд». Алла-прима - это живопись «по-сырому», написанная в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты лёгкости и воздушности. Алексей смог передать отблески в небе, игру света на водной поверхности, создать эффект подвижности и трепетности изображения.

Тему веры затрагивает в тематических произведениях Филатова Марина. Художник создает собирательный образ Кафедрального собора во имя Святой Живоначальной Троицы в работе «Зимний храм». Произведение написано маслом на холсте с добавлением потали, которая придает произведению особенное звучание. Манера письма широкая, фактура мазка густая, рельефная, создающая неровную, сложную поверхность.

Рисунок 4. М. Филатова. Зимний храм. Холст масло поталь

М. Филатова. «Зимний храм». Холст, масло, поталь. 2019

На выставке была представлена графика, сочетающая плоскостное решение с выраженным объемом и пространством. Ряд работ выполнен в черно-белой графике. Динамичные линии в произведениях Антона Шахова словно пульсируют, внося в изображение дыхание жизни. В графических произведениях «Люблю Отчизну я…», «Дождь внутри», «Городская тоска» художник отражает своё мировоззрение, затрагивает вопросы и проблемы современного мира, темы одиночества и выбора своего пути.

В своих работах молодые художники ставят разные задачи, в т.ч. цветовые. Цвет в графике помогает усилить эмоциональное восприятие образа, обогатить композиционное решение работы. Антон Шахов активно включает линию, штрих и цветовое пятно. Произведения художника выполнены гелиевой ручкой и подкрашены цветным карандашом: «Полет», «В царстве стекла и бетона», «Вечное». Асимметричность в сочетании с динамичностью изображения позволяет отражать сложные психологические состояния героев его работ.

Рисунок 5. А. Шахов. Полет. бумага гелиевая ручка цветной карандаш. 2010

 

Иллюстрации к рассказам известного камчатского писателя Евгения Кириллова «За душевным покоем» представила Кристина Саушкина. Линия и штрих эффектно работают в ее графических листах. Художественный образ представленных работ отличается детализацией, утонченностью линий. Кристина зачастую совмещает техники исполнения. Так в иллюстрациях к фортепианному циклу П. И. Чайковского «Детский альбом» художница соединяет линейную графику и цветовое пятно, используя тушь и отмывку акварелью.

В целом выставка «Молодая Камчатка» дает представление о творческих направлениях и перспективах развития изобразительного искусства молодых художников Камчатки.

Молодые камчатские художники творчески работают, многие являются преподавателями в образовательных художественных учреждениях края, активно участвуют в городских, краевых, всероссийских художественных выставках.

 

Источники:

  1. Материалы научно-методического архива КГБУ «ККХМ».
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.