Камчатский краевой художественный музей был основан в 1992 году. Это было непростое время для страны, для всего российского общества, но даже тогда смогло состояться такое значимое событие для культуры Камчатки, как создание регионального художественного музея.

История создания музея также была весьма непростой. В конце 1980-х годов художественный отдел Камчатского областного краеведческого музея насчитывал уже более 4 тыс. единиц хранения. Помещения краеведческого музея не позволяли увеличивать коллекцию и в должной мере экспонировать произведения камчатских и российских художников. Условия хранения произведений изобразительного искусства не удовлетворяли всем необходимым требованиям, кроме того, многие произведения требовали реставрационных работ. Настала насущная необходимость в создании профильного музея.

Камчатская область была единственным регионом в стране, не имеющим своего художественного музея. Вопрос создания художественного музея неоднократно поднимался Камчатской организацией Союза художников России, управлением культуры Камчатского облисполкома, областным краеведческим музеем, Камчатским отделением Советского фонда культуры, общественностью. По местному радио на эту тему провели передачи журналисты Юрий Шумицкий и Лариса Раднаева, на телевидении – Татьяна Беченкова. В газете «Камчатская правда» было напечатано открытое письмо общественности города. Активное участие в сборе подписей от населения принимали искусствоведы Галина Петровна Пелагейченко и Антонина Сергеевна Черкашина. В научном архиве художественного музея хранятся письма с просьбой решить вопрос создания музея в адрес председателя Камчатского областного Совета народных депутатов Премьяка П.Г., председателя Камчатского облисполкома В.А. Бирюкова, обращения на сессию Совета народных депутатов за подписями камчатских деятелей культуры и науки, а также просто неравнодушных граждан. Администрация области с пониманием отнеслась к необходимости создания художественного музея, но вся проблема упиралась в отсутствие помещения. Наконец, в 1991 г. управление торговли Камчатской области передало здание магазина «Детский мир» (бывший Центральный гастроном) по ул. Ленинской,58 под музей. 5 января 1992 г. распоряжением председателя облисполкома В.А. Бирюкова был создан Камчатский областной художественный музей.

центр городаХудожественный музей на Камчатке появился, однако коллективу нового учреждения пришлось преодолеть еще много трудностей. Здание бывшего Центрального гастронома 1939 года постройки, переданное музею, оказалось совершенно не пригодным для размещения в нем государственного учреждения. Помещения магазина с деревянными внутренними перегородками, отсутствием комнат, без вестибюля на входе нуждалось в реконструкции. Тем временем, страна уже переживала эпоху тотальной разрухи, и средств бюджетным учреждениям выделялось все меньше и меньше. Начатый было ремонт производился довольно медленными темпами, а потом из-за отсутствия финансирования и вовсе прекратился.Вплоть до 1998 года музейным сотрудникам приходилось вести свою работу в различных помещениях областного центра: выставки велись в областном выставочном зале, фонды располагались в здании музыкального училища, бухгалтерия в здании комиссионного магазина... Лишь в 1998 году художественный музей приобрел постоянный официальный адрес по ул. Ленинградской, 100.

Основным направлением деятельности в первые годы своего существования для молодого музея было наполнение фондовых коллекций. Фонды – это основа музея, нет музейных коллекций – нет и музея. Началом комплектования фондов послужила коллекция произведений изобразительного искусства, доставленная на Камчатку еще до основания художественного музея. В 1988 году искусствовед Р.Д. Митькова по приказу Министерства культуры РСФСР была отправлена в командировку в Москву для отбора произведений изобразительного искусства для будущего музея. В то время в Министерстве культуры существовала практика, когда все работы, закупленные Министерством с зональных, всероссийских и всесоюзных выставок, поступали в Республиканский центр художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда». Из этих работ формировались передвижные выставки, которые экспонировались в городах России. Несколько раз в год по плану работники художественных музеев страны приглашались в «Росизопропаганду» с целью отбора произведений для пополнения своих фондов. Отобранные Р.Д. Митьковой работы стали основой для формирования собственной коллекции нового художественного музея. В 1992 г., будучи уже директором художественного музея, Р.Д. Митькова снова отправилась в командировку в «Росизопропаганду» для отбора произведений искусства. Несмотря на то, что к этому времени Министерство культуры прекратило практику передачи художественных произведений музеям (перестали проводиться зональные и всесоюзные выставки, где закупались произведения для «Росизопропаганды»), для нового музея было сделано исключение. Было отобрано около 240 работ живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Работа по дальнейшему пополнению фондов велась довольно интенсивно до 1994 г., когда государственное финансирование на закупки было прекращено.

Для сравнения: по протоколам заседаний Фондово-закупочной комиссии КОХМ в 1992 г. в фонды музея поступило 129 ед. хранения;

в 1993 г. поступило более 500 ед. хранения (102 предмета из местных закупок, 172 предмета - дарение с выставки американских художников «От полуострова к полуострову», 246 предметов поступило из РОСИЗО);

в 1994 г. в фонды музея принято 82 ед. хранения;

за период с 1995 г. по 2001 г. в фонды принято 166 ед. хранения (из них закуплен 31 предмет).

С начала создания музея в нем работало всего три человека: директор музея, искусствовед Розалия Дмитриевна Митькова, заместитель директора по коммерческой работе Зоя Кароевна Шурыгина и главный бухгалтер Марина Анатольевна Мельникова. В марте 1992 г. на должность главного хранителя музея была назначена Надежда Павловна Туркевич. В 1993 году по рекомендации управления культуры Камчатской области для организации культмассовой работы в музей была принята известная камчатская журналистка ГТРК В. А. Шаповал. Она создала музыкально-художественный салон, работавший при музее и пользовавшийся тогда большой популярностью у горожан. Валентина Алексеевна работала заместителем директора по основной работе вплоть до 2001 года.

Из рукописи первого директора художественного музея Розалии Дмитриевны Митьковой: «С самого начала работа велась по двум направлениям: разработка проектно-сметной документации по ремонту и реконструкции здания (Ленинская, 58 авт.) и собирательская работа по комплектованию фондов. Кроме этого, мы участвовали в организации всех выставок областного выставочного зала.

С первых дней работы главнейшей задачей было комплектование фондов. Мы постоянно ходили по мастерским художников с целью отбора и закупки произведений, имеющих музейное значение.

Музей – это, прежде всего, научное учреждение и основная его задача в этом направлении – научное изучение фондов для создания полноценной основной экспозиции и различных выставок, лекционных разработок и, самое главное, составлению научного каталога музея. Первичная документация по учету фондов и составление картотек – все это велось сразу же по мере поступления предметов в фонды.

Когда штат сотрудников увеличился, началась работа по вторичному учету – созданию инвентарей по видам изобразительного искусства. Сотрудники музея посылались на стажировки в Музей изобразительного искусства г. Хабаровска (Дальневосточный художественный музей, авт.), кустовой музей, который должен нам оказывать методическую помощь. Как сотрудник Камчатского областного художественного музея на семинаре в г. Суздале с докладом о художниках примитивного искусства выступила искусствовед Г.П. Пелагейченко».

От полуострова к полуостровуВ 1992 г. в городе Уналашка (США, штат Аляска) по инициативе американской художницы Кэролин Рид был создан Беринговоморский комитет по культурному обмену между г. Петропавловск-Камчатский и г. Уналашка. Членами комитета стали сотрудники музея З.И. Шурыгина и Р.Д. Митькова. В рамках работы комитета проводились выставки американских художников в Петропавловске-Камчатском и камчатских художников на Аляске. Так, с рабочими поездками в Уналашке побывали камчатские художники В. Санакоев, Ю. Ви, А. Лылова. По воспоминаниям художницы Александры Алексеевны Лыловой, это был интересный и полезный для обеих сторон проект. По приглашению американской стороны она провела уроки изобразительного искусства для школьников Уналашки, представила выставку работ учащихся художественной школы г. Вилючинска, персональную выставку своих произведений, а также имела возможность поработать на пленэре.

В 1993 году художественный музей принял активное участие в организации международного культурного обмена выставками между художниками Камчатки и г. Лос-Анжелес (США, штат Калифорния, полуостров Палос Вердес). По инициативе художественного центра Палос Вердес в августе 1993 г. в Петропавловске-Камчатском прошла выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства американских художников «От полуострова к полуострову: Калифорния - Камчатка». участники Беринговоморского комитетаСвои произведения, выполненные в различных техниках, представило более 100 калифорнийских художников. В свою очередь, Камчатский областной художественный музей организовал ответные выставки под девизом «Искусство путешествует» в Америке в октябре 1993 г.

В результате международного культурного обмена выставками фонды художественного музея пополнились произведениями художников Калифорнии, а также рисунками американских школьников из Аляски, подаренных Беринговоморским комитетом. Всего в «американскую» коллекцию вошло 172 предмета изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В 1995-1996 гг. музей вел переписку с художниками, чьи произведения поступили в фонды из «Росизопропаганды» – с Кимом Бритовым, Владимиром Ерышевым, Александром Анистратовым и многими другими известными российскими мастерами с целью получения сведений о творческой биографии авторов. Был собран большой архив с письмами художников. Переписка с мастерами изобразительного искусства России позволила получить ценный биографический материал для научно-фондовой работы музея.

В разное время в музее работали Г.П. Пелагейченко, Е.В. Осотина, А.В. Гоков, О.Э. Сазонова, Е.Н. Верютина и другие. Их фондовая исследовательская работа стала той основой, благодаря которой происходило становление художественного музея как научного учреждения.

В первые годы основания музея выставочная деятельность осуществлялась благодаря сотрудничеству с областным выставочным залом, располагавшимся на ул. Ленинской, 36. В его помещении организовывались совместные выставки с показом фондовых коллекций музея, персональные и коллективные выставки камчатских художников. С увеличением фондов стало возможным проведение выездных музейных выставок – выставки проводились в г. Елизово, с. Мильково, п. Сосновка, п. Усть-Камчатск. Кроме того, выставки художественного музея принимали участие во всех областных и городских мероприятиях, связанных со значительными событиями, юбилеями.

1998 г. В конце 1997 года директором художественного музея стал Петр Афанасьевич Кондрацкий. В это время были арендованы помещения в здании Дома быта «Камчатка» по ул. Ленинградской, 100. В 1998 году сюда были перевезены музейные фонды, хранившиеся до этого в здании музыкального училища, здесь открылись новые выставочные залы. Впервые музею представилась возможность показать свои коллекции на большей, чем это было раньше, площади. 15 октября 1998 г. в зале на 5 этаже Дома быта «Камчатка» открылась выставка произведений живописи и скульптуры из фондов Камчатского областного художественного музея. Экспозиция выставки включала творчество российских и камчатских мастеров изобразительного искусства, таких как Р. Фрумак, К. Шебеко, В. Санакоев, Ф. Дьяков, В. Шохин, С. Казарян, Ф. Тебиев, В. Рябов и др. В этом же году по распоряжению управления культуры администрации Камчатской области в состав художественного музея был принят областной выставочный зал по ул. Ленинской, 36.

В эти годы в музей пришли работать научные сотрудники А.С. Черкашина, Г.И. Буймистрова, И.А. Егорова, М.И. Белова. Значителен их вклад в развитие музея – объемная многолетняя работа по формированию и научному описанию фондов, экспозиционно-выставочная и просветительская деятельность, издание буклетов, каталогов выставок – благодаря которому и сегодня музей ведет обширную разноплановую деятельность на благо развития культуры Камчатки.

Новое тысячелетие ознаменовалось для музея важным событием – в 2000 году музей получил в свое распоряжение помещение в здании бывшего магазина «Холкам» по ул. Ленинской, 62. На втором этаже здания открылся большой выставочный зал художественного музея. Первой экспозицией, открывшейся в новом зале в мае 2000 года, стала выставка произведений известного камчатского мастера, заслуженного художника России Виктора Тришкина к 60-летнему юбилею. Затем были выставки Ф. Дьякова к 260-летию Петропавловска-Камчатского, В. Гуменюка «Сноуборд в краю вулканов», студии «Z» В. Заочного «Кистью трепетной и нежной». А завершился 2000 год масштабной художественной выставкой декоративно-прикладного, изобразительного искусства и народных ремесел «Традиции предков – в новый век».

В новое столетие один из самых молодых музеев Дальнего Востока вступал как учреждение культуры регионального уровня с уже сложившимся опытом фондовой и экспозиционной работы, богатым потенциалом дальнейшей научно-исследовательской, культурно-образовательной и просветительской деятельности.

Источники:

Научный архив КГБУ ККХМ: каталоги, буклеты, аннотации выставок, рукопись Р.Д. Митьковой, письма и др. архивные материалы.

 А.Б. Панова, научный сотрудник экспозиционного отдела  ККХМ

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.