К 75-летию заслуженного художника России Виктору Тришкину
С художником и его творчеством, мы чаще всего знакомимся на выставках, всякий раз открывая для себя что-то новое, неизведанное. Вот уже семьдесят пятая весна посеребрила виски камчатского живописца, заслуженного художника России Виктора Тришкина. За плечами сотни километров дорог по уникальным местам полуострова, многочисленные зарисовки, этюды, картины…
Не случайно мне вдруг вспомнился морской вокзал туманным осенним днем, суета, встречающих и провожающих пароходы людей на привокзальной площади и, моя совершенно случайная встреча с Виктором Тришкиным. Художник уезжал на этюды на Курильские острова. Экипированный рюкзаком и этюдником, он стоял как бы в стороне от сутолоки, внешне спокойный, с каким-то внутренним сосредоточением. Художник – вечный подвижник, вечный странник, вечный созерцатель.
Камчатка в творчестве художника сопряжена с осмыслением и созданием изменчивого образа этого сурового и удивительного края. Виктор Тришкин – мастер неповторимых пейзажей и натюрмортов, отражающих уникальную природу Камчатки и традиционную материальную культуру народов Севера. Именно в этих жанрах художнику удалось по-своему своеобразно и ёмко выразить своё собственное отношение к Северу, передать особый камчатский колорит. А еще, Север захватывает художника тем, что не допускает повторов ранее виденных цветовых сочетаний. Каждая новая встреча с ним – новое открытие. Нелёгок путь художника, но истина одна. Истина в постоянном практическом постижении мира и переложении своих мироощущений на холст. Великий русский пейзажист А. Саврасов говорил: «Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту…пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».
Волжские плёсы из далёкого детства… Маленький мальчик зачарованно смотрит на ослепительно белые кувшинки с золотисто-жёлтой серединкой, покачивающиеся на зеркальной глади воды, ему всего два годика и – он, Витя, протягивает ручонки к цветку, не осознавая опасности глубины. Очень рано насколько это помнит художник, ему открылся мир прекрасного, который живёт в нём по сей день, наполняя мир красками и звуками.
Виктор Михайлович Тришкин – волжанин, родился 8 апреля 1940 года в селе Бобровка Петровского района Саратовской области. Отец-Михаил Иванович Тришкин до войны работал железнодорожником, обслуживал пути, но его Виктор почти не помнит, ему был всего год, когда в суровом 1941 году он ушел на фронт и уже не вернулся. На долю матери – Дарьи Фёдоровны легли все тяготы голодной военной и послевоенной жизни. В 1949 году в поисках лучшей доли она, собрав 4-х детей, завербовалась и отправилась на Сахалин. На Сахалине сначала жили в посёлке Скалистый, а затем в г. Чехове. В школе Виктор много с увлечением рисовал, самостоятельно учился играть на балалайке, гармошке, затем появился баян (подарила соседка). Он мечтал стать музыкантом и когда ему исполнилось 16 лет поехал в Хабаровск с надежной поступить в музыкальное училище. Но этой мечте не суждено было сбыться, – не прошёл по конкурсу (он – самоучка, не смог состязаться с теми, кто годами занимался с педагогами).
Армию отслужил на Камчатке и после окончания художественно-графического отделения Биробиджанского педучилища (1966 г.), где учился у педагогов-художников А. П. Смелова, В. Е. Девятко, А. В. Третьякова, вернулся на Камчатку, уже навсегда.
Начал свою творческую биографию В. Тришкин учителем рисования в школе № 20, г. Петропавловска-Камчатского, работал художником-оформителем на разных предприятиях города. В 1970-е годы становится преподавателем и директором городской детской художественной школы, приняв эстафету от художника-педагога, ныне – заслуженного художника России Виталия Шохина.
С 1967 года он становится участником художественных выставок, активно участвовал в создании Камчатской организации Союза художников РСФСР.
Поездки, интересные творческие встречи, с коллегами-художниками, работа на творческой даче им. И. Е. Репина «Академическая» в Подмосковье, во всесоюзных творческих группах вдохновляли, способствовали творческому росту художника.
Виктор Тришкин искренне предан пейзажу и натюрморту - пишет то, к чему расположено его сердце.
«Изначально натюрморт был моим первым увлечением, - рассказывает художник, - и лишь затем появилась тяга к пейзажу. Я связываю это с преподавательской работой. Постепенно (сначала интуитивно, подсознательно) начал чувствовать постановку. Впоследствии это способствовало развитию композиционного чутья, постижению сути вещей, их гармонии, глубины, пластики».
Удивительно бережно подходит художник к национальным традициям коренных жителей Камчатки: коряков, ительменов, эвенов, чукчей. Но уходят в прошлое древние обычаи. Всё очевиднее приметы современности. Наверное, поэтому так часто ездит художник в «глубинку» – в отдаленные поселки Карагу, Тымлат, Ачай-Ваям. Изучает фольклор, тщательно выписывает плетеные из травы лэпхэ и берестяные туеса, расшитые бисером кухлянки и малахаи. Художник познает мир самобытный и бесхитростный. Соприкасаясь через эти рукотворные изделия с национальными истоками, художник создаёт удивительные по красоте, исполненные трепета и очарования натюрморты «Нымыланская кухня», повествующая о жизни береговых северных жителей Камчатки – нымылан, «Корякский натюрморт», «Эвенский натюрморт» и другие.
Натюрморт «Воспоминание» посвящён памяти отца художника М. И. Тришкина, погибшего под Смоленском. Незатейливые солдатские принадлежности: котелок, фляжка, несколько запечённых в костре картофелин, чёрный хлеб, мерцание сдержанных серебристых красок, словно опалённых пеплом, говорят о суровых буднях войны. И только маленький хрупкий букетик ландышей пронзительно напоминает о весне!..
В конце 70-х годов В. Тришкин все чаще обращается к пейзажу. Конечно, погода Камчатки не балует изобилием погожих дней. Но бывают дни необыкновенно ясные, и тогда во всей своей красе открывается суровая и прекрасная, эпически монументальная панорама. В один из таких дней художник сказал себе, что будет писать не только серое ненастье и мглистые облака, а пойдет в своем решении через чистоту и насыщенность цвета. Так появилось эпическое полотно «Бухта Русская», в котором весь мир полон хрустальной тишины, пронизан чувством торжества и покоя, а искрящаяся гладь бухты, обрамленная горными хребтами, напоминает волшебную чашу с маленькими белыми пароходами.
Много работ художник посвящает осенним и весенним мотивам. Его привлекает и шальное прощальное полыхание красок («Вулкан Вачкажец. Осень»), и робкие приметы пробуждающейся природы («Майский день»). А еще он любит писать межвластье дня и вечера, находя в этой поре то особое состояние, когда холодные сумерки еще не унесли тепло и ясность уходящего дня («Сиреневый вечер»).
Перелагая свои ощущения на холст, художник не перестает удивляться и восторгаться необычным формам снежников в горных ложбинах с нависшими над ними стадами облаков, узким тропинкам, сбегающим вниз сквозь заросли шиповника по песчаным отмелям и тихим вечерам.
Есть у Виктора Михайловича свои любимые места: Курильское озеро, Бухта Наталья, Бухта Русская, но особенно дорога ему Паужетка, ставшая для него на многие годы постоянным местом работы. Целую серию паужетских пейзажей посвятил он этим местам («Паужетка. Утро», «Жаркое лето. Паужетка» и многие другие).
Помимо собственно пейзажных полотен Виктор Тришкин разрабатывает темы, связанные с городским и индустриальным пейзажем («Стрый город. Рябиковская», «Весеннее утро в Петропавловске», «Паужетская геотермальная станция» и другие). Часто на пленэре художник пишет море («Командоры. Прилив», «Тихий океан», «Бухта Русская»).
Интересную трактовку получила его композиция «Крабы и море», экспонировавшаяся на всесоюзной выставке «Голубые просторы Родины», в которой найден гармоничный сплав натюрморта в пейзаже.
Талант художника-колориста Виктора Тришкина проявляется в особенности его живописного видения: сочетании пленерности с «декоративным» отношением к цвету, непринуждённостью композиции.
В творческой биографии Виктора Тришкина много выставок самых разных уровней: городские, областные, краевые, зональные, республиканские, всесоюзные, зарубежные (Аляска, США, Япония, Австрия, Чехия), персональные. В 1994-1995 годах вместе с творческой группой «Камчатка» и Камчатским камерным оркестром под руководством Георгия Аввакумова он побывал в Чехии и Австрии. Работы камчатских художников с успехом экспонировались в Праге, Вене и Зальцбурге.
В 1999 году Виктору Тришкину было присвоено звание заслуженного художника России.
Произведения художника находятся в фондах Камчатского краевого объединенного музея, его Мильковском отделе, Камчатском краевом художественном музее, Корякском окружном краеведческом музее, Алеутском краеведческом музее, Быстринском районном этнографическом музее, Елизовском районном краеведческом музее, Портретной галереи «Скрижали Камчатки», в частных собраниях России и за рубежом, закупались Дирекцией художественных выставок СХ РСФСР, Министерством культуры РФ.
Живопись Виктора Тришкина бывает совершенно разной по настроению, но общее впечатление от его полотен - эмоциональное, жизнеутверждающее, оптимистическое мироощущение, основанное на непосредственном контакте с природой. Художник не перестаёт удивляться окружающему его миру, любуется его красотой, и зритель невольно вовлекается в «театр» его живописно-пластического языка.
А.Черкашина, старший научный сотрудник камчатского краевого художественного музея, искусствовед, член Союза художников России
Источники:
1. А. Черкашина. «Твоим просторам в горизонтах тесно» [Очерк о творчестве В.Тришкина и Ф. Дьякова]. Уральский следопыт №6, Свердловск-1988, с. 47-49.
2. А. Черкашина. «Камчатский манеж В.Тришкина» // Новая Камчат. правда № 18 2000-11 мая
3. Виктор Тришкин. Альбом-каталог «Цвет рябинушки камчатской». Живопись / авт. вступит ст. и сост. В. Кравченко, авт. ст. А. Белашов, В. Стародубцева, В. Тришкин, А. Черкашина, В. Говоров, Ю. Назаров / Петропавловск-Камчатский. 2005., ил.
4. «Край Камчатский». Каталог художественной выставки. Живопись. Графика / авт. вступит. ст. и сост. А. Черкашина. [краткая информация о камчатских художниках - участниках выставки в г. Москве (ЦДХ, зал №17), в т.ч. о В. М. Тришкине С. 29, ил.]. Москва. 2013 г. 36 С. Цв. ил.
5. Интервью с художником В. М. Тришкиным.
А. Чипизубов. «Художнику Виктору Тришкину»
Мы как то заблудились средь картин, –
К художнику случайно припозднились…
«Покашливал» простуженный камин, –
В нём лыжи старые дымились…
Бутылка мудрого вина
Нас погрузила медленно в «нирвану»,
А свет оконного стекла
Сродни был белому экрану…
Всех грел беседы огонёк,
Цветы с полотен пахли летом,
Среди деревьев костерок
Манил ухи забытым ветром.
Ноябрь засыпал...
Снегов излишки…
Баяном колдовал
«волшебник» – Тришкин.
В.Тришкин. Долина Ачай-Ваям. 1982. Холст, масло.
В.Тришкин. Эвенский натюрморт. 1974. Холст, масло.(Из фондовой коллекции КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей»)
В.Тришкин. Утро. Паужетка.1985. Холст, масло
В.Тришкин. Камчатская рябина.1987. Холст, масло.
В.Тришкин. Дальневосточные рубежи 1984. Холст, масло.
В.Тришкин. Весенний натюрморт.1983. Холст, масло. (Из фондовой коллекции КГБУ «Камчатский краевой художественный музей»)
В.Тришкин. Жаркое лето. Паужетка. 1986. Холст, масло
В.Тришкин. Бухта Русская.1982. Холст, масло
В.Тришкин. Ольха цветёт. 1996. Холст, масло
В.Тришкин. Весна. 1995. Холст, масло
В.Тришкин. Воспоминание о войне.1975. Холст, масло
В.Тришкин. Восьмое апреля. 1995. Холст, масло
В.Тришкин. Ительменская осень.1995. Холст, масло
В.Тришкин. Камчатская осень.1994. Холст, масло
В.Тришкин. Корякский натюрморт.1977. Холст, масло
В.Тришкин. Крабы и море. 1987. Холст, масло
В.Тришкин. Летний вечер.1996. Холст, масло
В.Тришкин. Летний день.1993. Холст, масло
В.Тришкин. Налычевская весна. Холст, масло
В.Тришкин. Нымыланская кухня.1973. Холст, масло
В.Тришкин. Одинокая лодка. 1985. Холст, масло
В.Тришкин. Оссора. Тёплый день.1992. Холст, масло
В.Тришкин. Пора одуванчиков. Холст, масло
В.Тришкин. Старый город Рябиковская.1974. Холст, масло
В.Тришкин. Туман в бухте Наталии. 1987. Холст, масло
В.Тришкин. Тундра цветёт. Холст, масло