Социологический опрос как важная составляющая проектной деятельности в музее
Панова А.Б. научный сотрудник КГБУ ККХМ,
автор проекта «Образ территории в искусстве. Выставки ККХМ как туристский продукт».
С июня 2023 г. в Камчатском краевом художественном музее реализуется проект «Образ территории в искусстве. Выставки ККХМ как туристский продукт». Особенностью проекта является определение в качестве основной целевой аудитории такой категории посетителя как «музейный турист». «Образ территории в искусстве» является выставочным проектом, в рамках которого экспонируются выставки произведений из собрания музея. Тематика, содержание и художественное решение выставок рассчитано на аудиторию, не знакомую или мало знакомую с нашим регионом. Первой выставкой проекта стала экспозиция «Песни корякского бубна», художественным языком живописи, графики и декоративно-прикладного искусства рассказывавшая о коренном народе Камчатки – коряках. Выставка открылась 9 июня 2023 г.
Важным вопросом в реализации проекта стала задача оценки качества, создаваемых музеем выставок как «туристского продукта», изучение мнения посетителей и их потребностей. В июне - июле 2023 г. во время работы выставки «Песни корякского бубна» среди индивидуальных посетителей в художественном музее проводился социологический опрос.
Цели опроса:
1. определить социально-демографический портрет посетителя музея в летний туристический сезон
- турист или житель края, регион прибытия (город или регион Вашего проживания),
- возраст, пол,
- род занятий,
2. установить способ получения информации о музее и цели посещения (откуда Вы узнали о нашем музее, какие интересы привели Вас в наш музей)
3. узнать мнение о музее (о текущих выставках, материально-техническом оснащении):
- достаточно ли информации на выставке,
- что понравилось или не понравилось в музее,
4. выяснить ожидания и предпочтения посетителей (интересуют постоянные или временные экспозиции, выставки на какую тему Вы хотели бы увидеть)
Всего 11 вопросов. При конструировании анкеты применялись вопросы закрытого типа, где для каждого вопроса предлагалось несколько вариантов ответа, а также было несколько открытых вопросов, предлагавших респондентам самостоятельно сформулировать ответ.
Организацией анкетирования занимался научный сотрудник музея, сбор сведений осуществлялся с помощью смотрителей выставочного зала. Подготовленные бланки анкет и ручки были размещены в выставочном зале, музейные смотрители предлагали индивидуальным посетителям пройти опрос после осмотра экспозиции.
За два месяца было опрошено 112 человек. Обработка результатов мониторинга проводилась в рамках вероятностных представлений и осуществлялась по следующей схеме: по каждому из вариантов ответов был посчитан процент выбравших его респондентов, который определялся по формуле: b=(а/n) х 100%, где b – процент выбравших данный вариант ответа; а – число респондентов, выбравших данный вариант ответа; n – общее число анкетируемых.
Анализ результатов мониторинга. Полученные результаты опроса подтвердили то, что в летний сезон среди индивидуальных посетителей музея преобладают туристы из других регионов (83%). Большинство из них – приезжие из Москвы и Московской области (26%), из Санкт-Петербурга и Ленобласти (6%). География остальных опрошенных – это почти тридцать российских регионов от Калининграда, Крыма и Краснодара до Сахалина и Магадана, а также туристы из Республики Беларусь.
Возраст. Большинство опрошенных составляют люди в возрасте от 30 до 60 лет. 30% респондентов ответили, что им 30-44 лет; 35% дали ответ, что их возраст 45-60 лет. Люди в возрасте более 60 лет составили 18% опрошенных.
Менее всего посетителей молодого возраста: до 18 лет – 7%, 18-30 лет – 10%.
Пол. Чаще посещают художественный музей женщины. Мужчины составили треть опрошенных – 30%, женщины – 63%. 7 человек не ответили на этот вопрос, что не влияет на большинство ответов.
Род занятий. Посетители музея, в основном, – работающие люди (68%), также пенсионеры (16%). Иногда в ответах респонденты указывали и тот, и другой вариант, что является обыденной ситуацией, при которой люди пенсионного возраста продолжают трудовую деятельность.
Интересна полученная информация на вопрос «Откуда Вы узнали о музее?». К этому вопросу шла ремарка, что можно дать до 3-х вариантов ответа для того, чтобы увидеть насколько широко пользуются посетители разными способами получения информации о музее. Большая часть респондентов воспользовалась этой возможностью, дав несколько вариантов, и это говорит о том, что для визита в музей люди стараются узнать больше информации о месте посещения. С другой стороны такой множественный ответ затрудняет выводы о том, что было первопричиной получения информации о музее: рекомендация знакомых или турфирмы, а затем поиск информации в интернете, или полученная информация из ТВ, а затем услышанные рекомендации. Из этого следует, что для более четкой картины стоит переформулировать вопрос на «Откуда Вы впервые узнали о музее?» или просить давать только один вариант ответа.
Тем не менее, наиболее частый ответ был очевиден: большая часть респондентов воспользовалась сервисом поиска в браузере (28%). Это вероятнее всего говорит о том, что основная часть посетителей целенаправленно интересовалась музеями края и, найдя информацию в поисковике, выбрала наш музей как один из интересных вариантов проведения времени в турпоездке. 18% респондентов выбрали вариант «рекомендации друзей и знакомых». Сделав скидку на то, что часть из них – это дети или близкие, которых привели с собой непосредственные организаторы похода в музей, большой процент рекомендаций не может не радовать. Также 18% попали в музей случайно, их привлекла вывеска во время прогулки или поездки по городу. В строке «Ваш вариант» люди писали: «шел мимо, увидел, зашел» и т.п. Наряду с другой информацией посетители пользовались приложением 2ГИС (чаще всего его используют чтобы узнать местоположение объекта) – 9%, также 9% узнали о музее через туристские фирмы, 11% респондентов указали сайт музея, лишь 3% опрошенных сослались на аккаунты музея в соцсетях и 4% на СМИ (телевидение/радио).
Все эти данные говорят, во-первых, о том, что существенную роль играет информация о музее в Яндексе и других поисковиках; во-вторых, что очень важны вывески и реклама на здании; в-третьих, следует продолжать работу в приложении 2ГИС; в-четвертых, заявляться на мероприятия, связанные с туристической деятельностью, чтобы местные турфирмы больше знали о музее. Низкий процент ответов об информации из социальных сетей соответствует небольшому количеству молодых людей среди посетителей, и данная ситуация носит системный характер для всей музейной сферы, когда привлечение молодежи в музеи является проблематичным и требует таких же системных решений.
К желанию посетить музей туристов чаще всего приводит любознательность: 37% опрошенных ответили, что хотели узнать больше о Камчатке. Также многие отвечали, что зашли, гуляя по городу – 32%, но эти же респонденты часто указывали дополнительно, что они «любят музеи», «хотят получить знания». Также были посетители, которых привел профессиональный интерес по работе или учебе – 6%, и те, которые интересуются искусством – 10%.
Следующим шагом стало исследование мнения посетителей по поводу качества оказываемых услуг. На вопрос «достаточно ли было информации о выставке и предметах в экспозиции» подавляющее большинство ответило утвердительно - 88%, недостаточно – 9%, часть респондентов не ответила. В ответах на вопрос «какой информации не хватило» значились: «экскурсовода», «больше экспонатов, информации о техниках декоративно-прикладного искусства, мультимедиа, интерактива (т.е. изделий, которые можно было бы потрогать)». Также были ответы, которые говорят о вероятном несоответствии представлений респондентов об экспозициях художественного музея: «не хватило информации о городе, глубокой мифологии, истории, истории коряков до прихода русских поселенцев, о быте коряков».
Весьма актуально для сотрудников музея было получить ответы на вопросы «что Вам понравилось в музее?» и «что не понравилось?». В целом, удовлетворены посещением музея – 88%, не понравилось (в целом, не удовлетворен) – 1 человек, не ответили – 11%. Из 95 человек (88 %) понравилось всё – 23%. Люди также писали о том, что особенно понравилось: «раскрыта тема культуры и быта коренных народов» – 21%; «выставочные экспонаты/предметы» – 33%. 13% опрошенных остались довольны условиями оказания услуг в музее – персоналом, светлыми, просторными, чистыми залами, тишиной, удобством расположения здания; 10% отметили оформление выставки, пояснительный этикетаж к «непонятным названиям», фильм, экскурсию.
Не может не радовать высокий процент удовлетворенности посещением музея. Музею удается совместить комфортность в помещении и экспозиции, направленные на удовлетворение познавательного интереса и эстетического удовольствия. Треть посетителей отметила удовлетворенность экспонатами, что закономерно, ведь люди приходят в музей, чтобы увидеть подлинные памятники истории и искусства. Безусловно, сыграл роль тщательный отбор предметов изобразительного искусства и ДПИ позволивший создать экспозицию, которая вызвала положительные эмоции у большинства посетителей. Попаданием в цель можно назвать этнографическую тему прошедшей выставки – туристы стремятся познакомиться с особым колоритом Камчатки, с чем-то для них экзотичным.
Важно проанализировать факторы, которые вызвали отрицательные эмоции у посетителей, ведь принято считать, что один недовольный клиент расскажет о своем негативном опыте примерно десяти знакомым. 7% респондентов не впечатлил музей, в графе «что не понравилось в музее» они оставили такие замечания: «маленькая экспозиция», «маленький музей», «нет постоянной экспозиции», «нет современного оснащения», «вид с улицы». Не хватило впечатлений от выставки 6% опрошенных, которые в строке «какой информации на выставке не хватило» ответили: «не хватает аудиогида», «интерактива (потрогать руками)», «не достаточное оформление», «мало предметов ДПИ, информации о художниках», «хотелось бы на память альбомы». Условиями оказания услуг в музее остались недовольны 5%: «очень душно», «не приветливы администраторы», «отсутствие горячей воды в кулере».
Заметим, что есть объективные причины несоответствия лучшим впечатлениям. Музей находится в арендуемом здании, занятом помимо учреждения другими организациями, поэтому не может расширить выставочные площади, кардинально изменить внешний вид, не всегда удается поддерживать в нем комфортный микроклимат. Отсутствие постоянной экспозиции, влечет за собой отсутствие аудиогидов, современного мультимедийного оснащения, дизайнерского оформления. Информация о художниках была, более того, о них был подготовлен видеофильм для просмотра на телеэкране в зале – вероятно, смотрители забыли сказать о возможности посмотреть фильм, или человек не понял, какой фильм ему предлагают посмотреть. Субъективные моменты – те, с которыми нужно работать и учитывать в своей деятельности: неприветливость администратора на входе (всего 1 человек на это указал, но помним о десяти знакомых), нет интерактива (в ходе планирования других выставок с предметами ДПИ это можно предусмотреть), нет изданий на память о музее.
Ожидания и предпочтения посетителей. Большинство опрошенных 47% хотели бы видеть постоянные экспозиции, 36% рады посмотреть и то, и другое, 16% респондентов интересны только временные выставки.
«Какие выставки (на какую тему) вы хотели бы увидеть в нашем музее?». На этот вопрос больше половины респондентов затруднились с ответом – 51%. Из тех, кто ответил на вопрос, большинство голосов – 15% отдано за этнографическую тему (быт, культура, промыслы, религия, современные промыслы коренных народов севера). 12% анкетируемых ответили, что желают видеть больше изобразительного искусства. Среди их ответов такие варианты, как: «картины современных местных художников», «работы самобытных северных художников вроде Тыко Вилко», «пейзажи Камчатки и Арктики», «о вулканах и извержениях», «работы советских художников». 5% посетителей интересует тема моря, морских профессий, рыболовства. Темы истории города, края, освоения и заселения Камчатки интересует 3% опрошенных. По 3% ответило, что их интересует тема о животных и фотографии о Камчатке. Больше интерактивных выставок пожелал музею 1 человек. Данный раздел анкеты имеет несомненную ценность для дальнейшего планирования и организации выставок в рамках осуществляемого проекта «Образ территории в искусстве».
Анкетирование является формой взаимодействия с посетителем, дает возможность корректировать выставочную и культурно-просветительскую деятельность музея, а также иметь более точное представление о выбранной целевой аудитории. По результатам мониторинга была составлена аналитическая записка со сводными данными. Итогом анкетирования стали выводы о работе музея в целом и о направлениях дальнейшей выставочной работы художественного музея в летний туристический сезон. Планирование и организация выставок в рамках проекта «Образ территории в искусстве. Выставки ККХМ как туристский продукт» будут осуществляться с учетом результатов проведенного мониторинга. В 2024 году очередная выставка проекта под названием «Живописная Камчатка» будет посвящена природе, географическим особенностям территории и индустриально-промышленному, хозяйственному развитию региона, нашедшим отражение в произведениях изобразительного искусства.