10 февраля 1939 – 18 мая 2013
Живописец, педагог. Член Союза художников СССР с 1975 года.
В фондовой коллекции Камчатского краевого художественного музея находятся несколько работ Владимира Семеновича Карандаева.
В.С. Карандаев (фото на сайте Чувашского государственного художественного музея)
В фондовой коллекции Камчатского краевого художественного музея находятся несколько работ Владимира Семеновича Карандаева.
Родился художник в Архангельске, до середины 80-х годов жил и работал в Чувашии, затем переехал в Москву. Исследуя тему севера, сделал множество творческих поездок на Алтай, Кольский полуостров, Якутию, Дальний Восток, посетил художник и Камчатку.
«Усть-Хайрюзово» 1972 г. Бумага, картон, масло
«Камчатский краевой художественный музей»
«На Севере» 1990 г. Бумага, гуашь, пастель
«Камчатский краевой художественный музей»
«Северная мелодия» 1992 г. Холст, масло
«Камчатский краевой художественный музей»
В 1977 году в Москве у Владимира Карандаева родился сын Борислав, который пошел по стопам отца, став живописцем. В 1997 году Карандаев Борислав Владимирович окончил Московское академическое художественное училище памяти 1905 года. В 2004 году институт им. В. И. Сурикова, мастерская В.Н. Телина. Доминирующая тема творчества - пейзаж.
В архивах Камчатского краевого художественного музея находится письмо с биографией Владимира Семеновича Карандаева, полученное от его сына через переписку в социальной сети «Вконтакте» (сдала в архив научный сотрудник ККХМ А.Б. Панова. 05.03.2019 г.).
«Мой отец Карандаев Владимир Семенович родился в старинном русском портовом городе Архангельске. Он был шестым ребенком в семье ссыльного волжского крестьянина.
После окончания школы учился в лесотехническом институте, но после третьего курса оставил институт. Тяга к живописи оказалась сильнее, и в 1959 году отец поступил в Ленинградское художественное училище (ЛХУ) имени В. А. Серова. Но в училище не было военной кафедры, и после поступления, вернувшись в Архангельск, отец получил повестку на флот.
С 1959 по 1963 год доблестно служил на Северном флоте. Ходил на эсминце до Фарерских островов. Получил множество благодарностей за отличную службу. На флоте отец много читал и рисовал, привезя большое количество зарисовок, набросков, портретов сослуживцев. После демобилизации поступил в Чебоксарское художественное училище, которое в 1967 году с отличием окончил. В 1973 году окончил Суриковский институт с медалью Академии Художеств. Дипломная работа – «Золотая Индигирка».
Основной период его творчества пришелся на романтическую эпоху великого освоения Сибири и Крайнего Севера. Исполненная скитальческой романтики натура его стремилась в самые дальние, самые труднодоступные, и, по его мнению, самые прекрасные края нашей страны. Просторы Камчатки, Якутии, Дальнего Востока, Алтая, Кольского полуострова запечатлены на его многочисленных полотнах. Мужественные, суровые, честные люди, живущие и работающие в этих краях, моряки и геологи, оленеводы и вертолетчики стали героями его картин».
(фрагмент из письма Борислава Карандаева об отце)
«Разведчик золота» 1978 г. Холст, масло
«Камчатский краевой художественный музей»
Владимир Карандаев не просто писал картины, делая акцент на живописности полотна, а внимательно наблюдал за происходящим. В его работах нет случайных деталей. Это позволяет нам поразмышлять над тем, какие смыслы и идеи вложил автор, какие нюансы подметил его исследовательский дух.
На полотне «Разведчик золота» художник знакомит нас с образом геолога, который погружен в размышления и анализ породы, лежащей перед ним. Пологи внутреннего сооружения напоминают некие декорации и занавес, на фоне которых разворачивается история исследования месторождения. Две чайки во входном проеме с интересом заглядывают внутрь, будто перешептываясь о пришедших в их далекий край людях. Период освоения Сибири и Крайнего Севера с характерным образом суровой северной романтики как раз пришелся на период становления художника.
У изголовья героя расположился открытый рабочий планшет, который будто служит подушкой для усталой полулежащей фигуры геолога и подчеркивает работу мысли, которая не останавливается даже во время отдыха. Само его тело написано почти невесомо, в то время как акцент сделан на руках, голове и широких плечах, на которые ложится ответственность за дальнейшую судьбу месторождения. Крепкие и сильные кисти рук выдают опыт физического труда их обладателя. Геологи, специализирующиеся на разведке золота, должны обладать глубоким пониманием геологических процессов, так как они выступают в роли первопроходцев в исследовании недр земли.
«Труженики моря» 1974 г. Бумага, картон, масло
«Камчатский краевой художественный музей»
Тяжелый труд рыбаков на северных просторах художник передает с помощью динамичной композиции, располагая лодки и фигуры тремя хлесткими диагональными линиями. Выбрав напряжение человеческого тела главной иллюстрирующей доминантой, он мастерски изображает силуэты рыбаков, налегающими на весла или тянущими сети в обобщенной манере. Владимир Карандаев усиливает напряжение, выделяя фигуры людей выстраиванием цветового контраста. Оранжево-терракотовые цвета спецодежды контрастируют по отношению к зеленовато-охристым оттенкам моря, которое выглядит бескрайним за счет высоко поднятой линии горизонта.
«Даже к названиям он относился трепетно, стараясь как можно точнее и поэтичнее «окрестить» полотно. «Дыхание океана», «Полночь на реке Вилюй», «Косые подолы дождей», «И звезда с звездою говорит…», «Мы пасем оленей», «Родник под старой ивой» — вот названия некоторых из них. Большинство картин находятся в музеях нашей страны».
(фрагмент из письма Борислава Карандаева об отце)
«Дыхание океана» 1980 г. Холст, масло
«Камчатский краевой художественный музей»
На причале, сутулясь от ветра и дождя, идет группа матросов. Ленты на их бескозырках и воротники развеваются словно флаги на ветру. Придерживая головные уборы руками, мужчины широким энергичным шагом проходят мимо пришвартованных катеров, лодок и судов. Под зонтами на причале в ожидании стоят женщины, их фигуры развернуты в сторону, откуда держат путь моряки. Они будто высматривают каких-то значимых и близких сердцу людей, которые вот-вот должны появиться. На одном из судов экипаж тянет невод, перемещая его к носу коробля. Фигуры мужчин от тяжести ноши подались вперед, образуя диагональ. В некоторых фигуративных сюжетных композициях Владимир Семенович трактует фигуру человека силуэтом, мастерски делая акцент только на тех элементах, которые имеют смысл для передачи задумки автора. Как и образ геолога на полотне «Разведчик золота», фигуры моряков имеют мягкие, списанные очертания и только ботинки, бескозырки и воротники задают особый ритмический строй.
«И звезда с звездою говорит...» 1977 г. Холст, масло
«Чувашский государственный художественный музей»
«Мы пасем оленей» 1975-1979 гг. Холст, масло, темпера
«Чувашский государственный художественный музей»
«Спецрейсы» 1974 г. Холст, масло
«Чувашский государственный художественный музей»
«Косые подолы дождей» 1977 г. Холст, масло
«Чувашский государственный художественный музей»
«Для моего отца не было мелочей в живописи. К каждой детали он относился очень внимательно, с любовью, всегда повторяя, что «это не должно быть приблизительно», «это должно быть наблюдено», цитируя своего любимого учителя Дмитрия Константиновича Мочальского».
(фрагмент из письма Борислава Карандаева об отце)
Учителями в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова у Владимира Карандаева были Д.К. Мочальский, Г.Г. Королев, Н.П. Христолюбов.
История института легендарна и в первую очередь из-за преподавательского состава, который взращивал поколения новых художников. В 1937 году директором стал И.Э. Грабарь, который ставил задачи по восстановлению традиций, преимущественно в рисунке.
Его высокий профессионализм сплотил в стенах института таких же сильных и ответственных единомышленников, среди которых был и молодой художник Д. С. Мочальский. Дмитрий Константинович стал преподавать рисунок на следующий год после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА). Он посвятил всю свою жизнь преподаванию в Суриковском институте, стал профессором кафедры живописи и руководил персональной творческой мастерской.
В 1950-е годы Мочальский много работал над захватившим его сюжетом освоения целины. Множество поездок было посвящено наблюдению за жизнью и бытом «целинников», их взаимодействию с бескрайними пространствами степей. Наблюдать, а не писать приблизительно Дмитрий Константинович учил и своих учеников.
Впитав от учителей любовь к преподаванию и передаче накопленных знаний, Владимир Карандаев шестнадцать лет (1987-2003) преподавал в Московском академическом художественном училище памяти 1905 года. Состоял в творческом объединении «Москворечье».
«Мне ребенком выпало счастье видеть, как мой отец возил своих студентов то за Волгу, на пасеку в марийские леса, то на карельские озера, то в Заполярье в Ковду-село. По воспоминаниям многих из них, «они купались в его любви».
(фрагмент из письма Борислава Карандаева об отце)
«Нежность» 1983 г. Холст, масло
«Чувашский государственный художественный музей»
«Февраль на Тынде» 1984 г. Холст, масло
«Чувашский государственный художественный музей»
"Сентябрьский полдень" 1992 г. Холст, масло
Картинная галерея имени В.В. Тихонова - структурное подразделение МБУК «Краеведческий музей»
города Рубцовска Алтайского края
"Осень на Ковда - реке" 1990 г. Картон, масло
Картинная галерея имени В.В. Тихонова - структурное подразделение МБУК «Краеведческий музей»
города Рубцовска Алтайского края
"Синеморье" 1992 г. Холст, масло
Картинная галерея имени В.В. Тихонова - структурное подразделение МБУК «Краеведческий музей»
города Рубцовска Алтайского края
Научный сотрудник КГБУ "Камчатский краевой художественный музей" Громилина С.А.