16 сентября 2023 года в Улан-Удэ в рамках XIII Региональной художественной выставки «Дальний Восток» состоялась Региональная научно-практическая конференция «VI Потаповские чтения», посвященная культуре и искусству Дальнего Востока и Сибири.
Панова Анжела Борисовна
научный сотрудник
Камчатского краевого художественного музея
Творчество Юрия Колдаева – значительное явление в изобразительном искусстве Камчатского края. Несмотря на то, что последние годы жизни Юрий Ефимович Колдаев жил и работал в Подмосковье, в старинном городе Волоколамск, для многих он остался принадлежать к замечательной плеяде «камчатских художников».
В Камчатском краевом художественном музее хранится коллекция произведений Юрия Колдаева, собранной музеем благодаря различным поступлениям в фонды, в том числе закупкам Министерства культуры Камчатского края и дарениям супруги художника Людмилы Григорьевны Колдаевой. Всего в собрании 50 произведений художника. На сегодняшний день это самая значительная по объему музейная коллекция произведений Ю.Е. Колдаева*. Формирование коллекции происходило постепенно, начиная с 1990-х годов, когда музей только образовался, в ее основе – пейзажи камчатской природы, городских ландшафтов Петропавловска-Камчатского, портреты деятелей камчатской культуры.
Юрий Ефимович Колдаев родился 15 января 1940 года в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Отец художника, Колдаев Ефим Дмитриевич, был кандидатом географических наук, директором местной школы. Юрий рано остался без отца – Ефим Дмитриевич в самом начале Великой Отечественной войны ушел на фронт, а в январе 1945 года погиб при освобождении Польши. Юрий Ефимович так вспоминал о своем детстве:
«Мы жили в семье моего деда. Это был сильный человек, потомственный казак. Он был для меня главным авторитетом и оставил глубочайший след в моем детском сознании. Простой и строгий уклад семьи сформировал мое мировоззрение и дальнейшее отношение к жизни. В конце войны пришла похоронка – отец погиб при освобождении Польши. После войны жилось очень трудно, семья бедствовала. Мама решилась поехать на Дальний Восток «попытать счастья».
В 1953 году семья будущего художника переехала в Петропавловск-Камчатский. На тринадцатилетнего подростка красота девственной природы Камчатки произвела сильнейшее впечатление. В походах, сплавах по рекам Колдаев увлекся фотографией. Он научился «делать кадр», фиксировать явления природы. Однако, попытки запечатлеть окружающие пейзажи на фотопленке приносили разочарование. «На душе была скорбь, будто я похоронил природу. И я стал искать другие способы показать её красоту», - рассказывал художник. Он нашел себя в живописи.
В 1958 году Юрий Колдаев поступил в Чебоксарское художественное училище, по окончании которого получил диплом учителя рисования и черчения. С 1963 года работал преподавателем рисования в Камчатском педагогическом училище. Затем он решил продолжил образование, поступив в 1966-ом в Дальневосточный институт искусств. Учился на факультете живописи у профессора, заслуженного художника России Василия Никаноровича Доронина.
«В профессиональном плане, - говорил Юрий Ефимович, - институт дал мне глубокие разносторонние знания. После института общение с ведущими мастерами Приморья, совместные поездки на пленэр помогли мне сформироваться как художнику».
Еще на первом курсе института Колдаев познакомился с будущей женой Людмилой, ставшей его верной спутницей на всю жизнь. В их крепкой семье родились две дочери Валентина и Алина.
После окончания Дальневосточного института искусств в 1971 г. Колдаев вернулся на Камчатку. У него была возможность по распределению поехать в другие города Дальнего Востока – в Благовещенск, где открывалось новое отделение Союза художников СССР или в Находку, но Колдаев заявил, что поедет только на Камчатку, так как без неё не мыслит развития своего творчества.
Некоторое время он работал художником-оформителем в Камчатских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. В 1979 году Юрия Ефимовича пригласили преподавать рисунок и живопись в Детскую художественную школу г. Петропавловска-Камчатского.
В 1982 году он был принят в Союз художников РСФСР. Позже, после того как в 1996 г. художник с семьей переехал в г. Волоколамск, где продолжил творческую и выставочную деятельность, Колдаев признавал, что период работы в Детской художественной школе (1980-е - 1990-е годы), был для него наиболее плодотворным. Именно к этому творческому периоду относится коллекция произведений Ю.Е. Колдаева в фондах Камчатского художественного музея.
Ученики Юрия Колдаева любили своего учителя, отмечая в своих воспоминаниях его внимательность, строгость, безусловный талант и трепетное отношение к искусству, к профессии живописца. Время школьных каникул, совпадавшее с летними отпусками, позволяло художнику много ездить как по Камчатке, так и за ее пределами. На основе впечатлений от поездок, пленэрных работ собирался обширный этюдный материал. Неудивительно, что в творчестве Юрия Колдаева значительное место занимает пейзаж, ведь походы и дальние поездки по Камчатке были неиссякаемым источником вдохновения для мастера. Горные перевалы, скалы, поросшие лесом сопки, пестрая тундра, морские просторы – всё многообразие природных ландшафтов полуострова воплотил художник в своих произведениях «Красный перевал», «Вечер на веке Тымлат», «Отроги хребта», «Северный пейзаж» и многих других. Постигая особенности камчатского пейзажа, Колдаев выработал собственный художественно-образный живописный язык, которому свойственны глубокое обобщение, эпический характер изображаемой природы, ясность композиции, насыщенность цветовой палитры.
Разные времена года, запечатленные художником в его работах, достоверно переданы в световых и цветовых особенностях каждого сезона: контрастное сочетание красок камчатской осени в работах «Отроги хребта», «Осень», «Сероглазка», «Порт»; ледяное величие вулканов, белоснежность засыпанных снегом городских улиц на картинах «Утро Камчатки», «После пурги» и др. Особенно проникновенными ему удавались работы, отражающие весеннюю пору. Торжественно-величавыми, радостными, благодаря звучному колориту, ощущаются полотна «Весенний день» и «Приход весны»; полны лирики работы «Пора подснежников», «Весна», «Каменные березы».
Чувство глубокого восхищения природой было той основой, благодаря которой рождались его замечательные пейзажи. Но не только природа, а также люди и пространство их жизни, отдельный человек с его особым характером и судьбой, история родного края – всё это интересовало, вдохновляло, подвигало на новые свершения в творчестве.
Одно из запоминающихся произведений Юрия Колдаева – пейзаж «По тундре. Геологи». На просторах весенней тундры по берегу широкой реки, за зеркальной гладью которой открываются грандиозные массивы заснеженной горной гряды, идет небольшой геологический отряд, состоящий из двух геологов с лошадьми и собакой. Композиция картины построена на сопоставлении огромного пространства тундры и маленьких фигур отряда. Окружающая природа словно подавляет своим великолепием и масштабом, но геологи, целеустремленные люди науки, продолжают свой путь. Они идут вперед, исследуя этот бесконечный и прекрасный мир. В этой картине явственно отразилась одна из основных идей в творчестве мастера – показать в единой гармонии природу, как основу бытия, и человека, с присущим ему деятельным началом.
По тундре. Геологи. 1990. Х, м. 100х125
Подобным смыслом наполнено произведение «Русская бухта». В центре композиции мы видим ход одинокого рыбацкого сейнера в водах бухты Русской, окруженной со всех сторон темными скалами. Русская бухта – уникальное место, фьорд, образованный древним ледником, в который впадает река и множество ручьев. Сюда заходят корабли для пополнения запасов пресной воды. Художник изобразил вечернее время, когда тени от высоких скал, ограждающих бухту, ложатся на поверхность воды; рыбацкий сейнер уверенно продолжает движение, и светлый силуэт корабля, освещенного предзакатными лучами солнца, словно противостоит спускающейся темноте.
Русская бухта. Х, м. 63х84
Стремясь передать энергию кипучей деятельности человека, он пишет буровые установки Мутновской электростанции, клубящиеся густым паром, на фоне вулкана («Мутновка»); рыболовецкие суда, спешащие закончить работу до закрытия навигации («Навигация заканчивается»).
Желание воплотить образы родного Петропавловска-Камчатского, в котором художник жил и работал долгие годы, приводит его к созданию ряда городских пейзажей. С любовью изображает он виды города, стоящего на берегах одной из самых больших бухт мира – Авачинской бухты. Петропавловску-Камчатскому в музейной коллекции произведений художника посвящены работы «После пурги», «Сероглазка», «Порт», «Авачинская бухта», «Панорама Петропавловска-Камчатского».
Обобщенный образ Петропавловска, как города-порта, представлен в работе Юрия Колдаева «Порт». Произведение отличается цельностью замысла и его воплощения, выразительностью, трансформацией конкретного ландшафта в собирательный образ города с яркой историей и судьбой. Более двух с половиной веков назад именно как порт стал развиваться Петропавловск-Камчатский. Долгие годы он был базой для различных морских экспедиций, кругосветных плаваний, заходивших в него, чтобы запастись водой и провизией. В произведении художника, написанного в середине 1980-х годов, трудовая жизнь порта неразрывно связана с жизнью города. Художник подчеркивает это, выстраивая композицию от оживленной городской улицы над причалами с кораблями и подъемными кранами к высокой линии горизонта, за который уходит водная гладь бухты. На первом плане – символ исторической памяти основателю города – памятник командору Витусу Берингу. Вертикаль устремленного ввысь памятника, рядом с которым в умиротворении и спокойствии сидят на скамейке женщины с детскими колясками, выделяется монументальной торжественностью на фоне полных динамики городских улиц и причалов. Ритмы вздымающихся стрел подъемных кранов, больших и малых кораблей на глади воды, объемов сопок и горных массивов вдали выстраиваются в одну общую диагональ, уводящую взгляд зрителя к горизонту. Оттуда, из-за «ворот» бухты, прибывали и прибывают морские путешественники, и туда же лежит их обратный путь.
Порт. 1985. Х, м. 115х112
Тема города, в котором порт и море играют важную роль, звучит и в портрете-картине «Горячий материал. Портрет журналиста Субботина Г.В.». На портрете изображен мужчина, работающий за письменным столом у окна, за которым открывается вид на Авачинскую бухту, постройки и краны порта, корабли, линию береговой полосы со скалистыми мысами, заснеженные сопки. В портретах современников («Художник Вячеслав Белых», «Народная артистка СССР Галина Астраханкина», «Репетиция. Евгений Морозов») Колдаев стремился передать психологические состояния своих героев, известных деятелей культуры полуострова, в момент их высшего душевного напряжения.
В историческом полотне «Землепроходцы. Владимир Атласов и сотоварищи» художник показал, что ему подвластны глобальные по замыслу и масштабности воплощения темы. Идея, вдохновившая Юрия Ефимовича на создание произведения, возникла в далеком 1957 году. В честь Московского фестиваля молодёжи и студентов, школьники, среди которых был и Юра Колдаев, отправились в поход по реке Камчатке. Ребята хотели увидеть места, по которым прошел со своим отрядом землепроходец Владимир Атласов. Это первое соприкосновение с интереснейшей исторической личностью отложилось в его душе навсегда. Годы спустя, став профессиональным художником, Юрий Ефимович решил написать тематическую композицию, посвященную освоению полуострова.
Землепроходцы. Владимир Атласов и сотоварищи. 1995. Х на ДВП, м. 186х300
Работе над художественным осмыслением истории освоения Камчатки художник посвятил около 10 лет. Он читал литературу и архивные источники, консультировался с краеведами, посещал этнографический музей в Ленинграде. В поездках на север он делал зарисовки нарт, одежды, типологических черт северных народов. Изучение исторического материала, встречи с краеведами, сбор и подготовка этюдных, портретных работ вылились в большое программное произведение. «Землепроходцы. Владимир Атласов со товарищи» – групповой портрет-картина, изображающий Владимира Атласова с отрядом казаков и юкагиров в походе на Камчатку**.
Прообразом Владимира Атласова для художника стал его дед, так как собранные исторические материалы не давали ему представления о внешнем облике «камчатского Ермака». Алексей Васильевич Трандин – потомственный казак, участник русско-японской войны 1905 года. Память о деде, как о человеке с особым складом натуры, с крепким волевым стержнем характера, помогла создать центральный персонаж картины. Художник попытался отразить значимость исторического события через обращение к образу знаменитого землепроходца, изобразив его как человека, способного на героические деяния. Сильный, волевой, властный Атласов выделяется ростом, статью, взглядом, устремлённым в неизведанные дали. Рядом его соратники – отчаянные и смелые люди, которых не испугали колоссальные расстояния, крепкие морозы, голод и лишения. Проводниками казаков были северные аборигены – юкагиры. На картине рядом с Атласовым изображен один из юкагиров, придерживающий за повод оленей. Его прообразом стал самобытный корякский художник Кирилл Килпалин.
Юрий Колдаев является сумел «взять творческую высоту» – воплотить значительную тему в большой картине. Его имя – в одном ряду с замечательными камчатскими живописцами и графиками, стремившимися осмыслить историю Камчатки и отразить ее в своем творчестве: это Валерий Ефимов, Владимир Соколов-Ширшов, Вадим Санакоев, Игорь Пискунов, Валентин Пошин. За долгие годы плодотворной творческой деятельности Колдаеву удалось воплотить в своих произведениях великолепные образы таинственной и суровой, древней и самобытной камчатской земли. Он оставил наследие, без которого уже не мыслится искусство Камчатского края.
* произведения Ю.Е. Колдаева находятся в собраниях других российских музеев: в Камчатском краевом объединенном музее, Музейно-выставочном комплексе «Волоколамский кремль» (г. Волоколамск), Лотошинском историко-краеведческом музее (Московская обл.), Шаховском районно-краеведческом музее (Московская обл.), а также в мемориальных покоях митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима Свято-Юрьевского Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, экспозиции «Святая Русь» зала воскресной школы храма Рождества Богородицы, Волоколамском библиотечном центре, в частных коллекциях России и за рубежом.
**Отряд состоял из 125 человек: 65 казаков и промышленников и 60 юкагиров. Маршрут похода пролегал от Анадырского острога через Корякский хребет вдоль западного побережья Камчатки. Отряд Атласова выдвинулся 14 декабря 1696 г. из Анадырского острога на сорока оленьих упряжках, и прошел сушей почти все западное побережье полуострова Камчатка (1100 км.).
Источники:
- Архив Камчатского краевого художественного музея.
- А.Е. Шестерикова. Памяти учителя.
- Е.Г. Данилова. Миры Юрия Колдаева.