Александр Никитович Турчевский (1939-2014) – график, член Союза художников СССР.
Родился 15 сентября 1939 г. в с. Екатеринославка Амурской области.
В 1960 г. окончил художественно-графическое отделение Биробиджанского педагогического училища, был направлен преподавателем в г. Сретенск Читинской области. С 1961 г. работал учителем рисования и труда в педагогическом училище г. Сызрань Куйбышевской области.
В 1962 г. вернулся на Дальний Восток и поступил в Хабаровский педагогический институт на художественно-графический факультет.
В 1967 г. защитил на «отлично» дипломную работу на тему «Дальневосточный пейзаж», выполненную на 4-х листах в технике линогравюры.
После окончания института по распределению был направлен в
Петропавловск- Камчатский, где работал в школе, на студии телевидения, с 1968 г. – в Камчатских художественно-производственных мастерских.
Участвовал в художественных выставках: городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных. С 1970 г. ежегодно совершал поездки на творческие дачи. В 1974 г. – был принят в члены Союза художников СССР. В 1975 г. участвовал в Первой Всесоюзной выставке эстампа.
Александр Турчевский был одним из немногих советских художников, полностью посвятивших себя резцовой гравюре.
Гравюра резцом – самый старый вид углубленной гравюры на металле и технически один из самых трудоемких. Рисунок наносится специальными резцами непосредственно на металлическую пластину, а уже с нее получают оттиски. Эта манера требует не только физических усилий, но и терпения, упорства, чем А. Турчевский обладал в достаточной степени.
Однажды, на вопрос журналиста, почему он обратился к резцовой гравюре, художник ответил:
«Меня привлекла широта диапазона исполнения в резцовой гравюре – от тонкой линии до живописного пятна. Живая, гибкая линия передает гамму чувств глубже, тоньше, шире. Медь по своей фактуре мягкая, пластичная, – самая удачная основа для создания эмоционально наполненных произведений».
Эстампы Александра Турчевского продуманны до мелочей, они отличаются ясностью композиции, пластичностью и техническим мастерством.
Основной жанр, в котором работал художник и через который передавал свое видение мира – пейзаж. Его небольшие по размеру индустриальные и лирические пейзажи вмещают огромные пространства, дальние горизонты, жизнь неба и земли.
В 1982 г. переехал с семьёй в Комсомольск-на-Амуре.
Апрель. 1972. Гравюра на меди
В поселке Козыревск. 1973. Гравюра на меди
Март. 1973. Гравюра на меди
Циклон приближается. 1974. Гравюра на меди
Сопка Мишенная. 1978. Гравюра на меди
Рыбный порт. 1979. Гравюра на меди
Разговор. 1980. Гравюра на меди
Тишина. Из серии «Камчатские мотивы». 1982. Гравюра на меди
Апрель. Из серии «Камчатские мотивы». 1985. Гравюра на меди