1 декабря 2022 года исполняется 104 года со дня рождения Вячеслава Андреевича Фёдорова - одного из выдающихся мастеров русского классического пейзажа второй половины ХХ века, продолжателя традиций Саврасова, Шишкина и Левитана, Заслуженного художника РСФСР, участника Великой Отечественной войны.

В фондовой коллекции Камчатского краевого художественного музея находится работа Вячеслава Андреевича «Улица в Торжке» (1969 г.), которая позволяет увидеть ленинградскую школу живописи и вживую прикоснуться к полотнам мастера, чьи студенческие работы высоко оценивал И.Э. Грабарь.

photo_2022-12-16_15-05-02.jpg

                                                          «Улица в Торжке», 1969 г. 

                                       «Камчатский краевой художественный музей»

 

photo_2022-12-16_15-05-33.jpg

      Фёдоров Вячеслав Андреевич 21.12.1918 - 11.11.1985

 

Фёдоров Вячеслав Андреевич родился 21 декабря 1918 года в городе Иваново-Вознесенск, был шестым ребенком в многодетной фабричной семье ткачей.

После смерти отца семья жила бедно.

По рассказам, в роду у Вячеслава Андреевича были иконописцы, которых называли «богомазами». Старшая сестра художника – Елизавета работала красильщицей на ткацкой фабрике и приносила домой краски, которые стали первыми материалами маленького художника, он ползал по полу и размазывал их под стульями. Художественный талант Вячеслав Андреевич передал и своему сыну - Андрею, воспоминания которого об отце, раскрывают нам личность Федорова, не только как художника, но и как человека мыслящего, глубоко изучавшего жизнь.

Становление мастера русского классического пейзажа началось с желания стать музыкантом, он обладал хорошим музыкальным слухом, но в семье не было денег, чтобы купить баян. Поэтому сначала он поступил в Энерготехникум, где проучился полтора года и даже участвовал на практике в строительстве ГЭС, но вскоре поступил в художественное училище в Иванове. В училище педагогами Вячеслава Фёдорова стали ученики знаменитого Валентина Серова – И. И. Нефёдов и

С. М. Пырин. В 1939 году окончил Ивановское художественное училище с отличием, а три его работы прошли отбор на Всесоюзную выставку.

Война перечеркнула дальнейшие планы художника и в год окончания училища он был направлен на ускоренные курсы автомобилистов под Москву. Затем был призван на действительную службу в 1-ю Пролетарскую мотопехотную дивизию, подвозил артиллерийские снаряды к передовой и вывозил раненных бойцов. Награжден медалями: «За отвагу», «За Победу над Германией 1941-1945», орденом Отечественной войны I степени. После тяжелого ранения в 1943 году в обе ноги, Вячеслав Андреевич перенес несколько операций и был демобилизован со 2 группой инвалидности.

Тяга к живописи не оставила Фёдорова, и он решил продолжить обучение. Несмотря на продолжающуюся войну, на костылях в солдатской шинели в 1943 году он добирается до Средней Азии в Самарканд. Туда была эвакуирована ВАХ (Всесоюзная Академия художеств, позднее - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). Фёдоров был зачислен в уникальное учебное заведение, образованное соединением трёх ведущих художественных ВУЗов страны: ВАХ, Московского Государственного Художественного института (с 1948 г. - им. В. И. Сурикова) и Киевского художественного института. Таким образом, в далёком Самарканде, где образовалась уникальная художественная среда, у художника появилась редчайшая возможность познакомиться с ведущими мастерами различных школ и направлений, общаться и учиться у них. После снятия блокады и возвращения в Ленинград Вячеслав Фёдоров продолжил обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в мастерской Б. В. Иогансона. В мастерской у него завязалась дружба с группой художников, среди которых были такие известные имена как Вячеслав Францевич Загонек и Борис Сергеевич Угаров, который в последствии стал Президентом Академии художеств СССР.

После окончания обучения Вячеслав Андреевич возвращается в родные края и в 1951 году становится преподавателем Ивановского Художественного училища. В этот период он много работает, путешествует по стране, участвует в республиканских и всесоюзных выставках.

photo_2022-12-16_15-06-00.jpg

                                                       «Первые проталины», 1956 г.
                            «Ростовский областной музей изобразительных искусств»

Особое место в душе и творчестве художника занимала так называемая «Академичка» - Академическая дача им. И. Е. Репина, где он чувствовал бурление художественной жизни, жил и работал годами. Именно в этих местах произошло становление художника как выдающегося пейзажиста. Места, которые он особо любил, называл «Моя творческая лаборатория» и писал с них десятки пейзажей.

Когда он приезжал на новое место для этюдов, то не бросался тут же писать, а ходил часами, присматривался, «вбивал колышки», считая, что если сразу начинать писать, то просто не поймешь место. «Пойми очарование места, а потом берись за кисть» - говаривал он и мог уходить, ничего не написав. Вячеслав Андреевич был человеком упорным и ставя цель, добивался ее. Так, к примеру, он бросил курить, когда понял, что не чувствует запаха весеннего леса. Любил фразу М.А. Врубеля: «Искусство делается не дрожащими руками истерика, но твердыми руками ремесленника». Порою он писал по восемь больших этюдов в день, а иногда мог месяцами лежать, решать кроссворды и не притрагиваться к кисти.

Свои полотна художник писал темпераментно, размашисто, лихо и смело. Если рассмотреть части его полотен вблизи, то кажется будто это абстрактная картина, которая сложилась в реализм.

Надежным тылом на долгие годы для художника стала супруга Надежда Васильевна. Они познакомились также на Академической даче, где она работала официанткой. Вячеслав Андреевич прекрасно освоил классическую гитару, и они часто пели вместе с Надеждой Васильевной на два голоса русские народные и фронтовые песни. Любимыми композиторами были Чайковский, Шуман, Шуберт.

В 1959 году Фёдорову дали квартиру и маленькую мастерскую в Иваново, однако, три года спустя мастерскую забрали, ссылаясь на то, что художник слишком много времени проводит в разъездах. В жизни Вячеслава Андреевича были разные периоды, часто его работы не выставляли, так как они не соответствовали идеологии того времени. Советское искусство требовало отображения на полотнах покорения целины, строительства новых городов и промышленное развитие страны. Однако, для Вячеслава Андреевича искусство и политика шли отдельными темами. Он не был приверженцем коммунистической и социалистической идеологий в искусстве, его идеология - это русский пейзаж, природа русский земли. При жизни о его работах знали мало, так как он был беспартийным художником и не писал сюжеты, которые подходили бы под заказы министерства.

Звания «Заслуженный художник РСФСР» Вячеслав Андреевич был удостоен только в 1976 году, возрасте 58 лет.

photo_2022-12-16_15-05-42.jpg

«Родной город», вторая половина ХХ века. «Ивановский областной художественный музей»

«В 1962 году, когда его лишили мастерской, отец работал дома, - вспоминал сын Андрей Фёдоров, - и я буквально с младенчества до 3-го класса школы наблюдал, как работает отец. Я, конечно, впитал и этот запах краски, и творческую атмосферу, и не мог стать никем другим, кроме как художником».

Он написал портрет отца, на котором художник сидит одетый в парадный костюм и люди, которые хорошо знали Вячеслава Фёдорова говорили, что таким его еще не видели. Он всегда одевался просто – фуфайка, берет, кирзовые сапоги или валенки, все время в краске и Шуберта насвистывает. Никогда не надевал перчатки, чтобы чувствовать кисть, часто писал пальцами и всем, что попадется под руку, в том числе травой.

photo_2022-12-16_15-05-52.jpg

             Портрет Фёдорова В.А., написанный его сыном Андреем Фёдоровым

Отец и сын часто темпераментно спорили на тему живописи и техники письма. У Вячеслава Андреевича была широкая шкала «приемлемости» в искусстве, он изучал и интересовался, казалось бы, противоположными классической реалистической школе живописи стилями и направлениями. Он водил сына по выставкам Матисса, Кандинского, Филонова и говорил ему смотреть шире. Любил он и Барбизонскую школу живописи — творческое объединение французских художников-пейзажистов, стремившихся изображать природу правдиво, реалистично, без прикрас. Вячеслав Андреевич учился наблюдательности и зоркости у старых мастеров, таких как Шишкин, Поленов, Левитан, Серов. Природная музыкальность Фёдорова чувствуется и в живописных полотнах, он часто объяснял сыну основы живописи используя музыкальные термины.

photo_2022-12-16_15-05-46.jpg

                                                            «Разлив на Талке», 1972 г.

photo_2022-12-16_15-05-36.jpg

«Тающий снег», 1952 г. "Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств»

photo_2022-12-16_15-05-57.jpg

                      «Плес», 1960 г. "Ивановский областной художественный музей»

Восьмидесятые годы совпали с очень трудным периодом в жизни художника. Старые раны, болезни подточили его здоровье и 11 сентября 1985 года Вячеслав Андреевич Фёдоров ушел из жизни в деревне Желнихе. Посмертные его выставки прошли в Иванове, Москве, Париже.

Произведения В.А. Фёдорова приобретены такими музеями, как Государственная Третьяковская галерея и Русский музей, а также музеями Плёса, Иванова, Вологды, Костромы, Нижнего Новгорода, Уфы, Саратова и т.д. Работы художника также находятся в галереях и частных собраниях за рубежом.

 

 

Источники:

http://www.classic-ivanovo.ru/Articles.html?id=272

https://art-povodok.ru/khudozhniki/fyedorov-vyacheslav-andreevich-/

https://ples-museum.ru/news/fedorov-vyacheslav-andreevich/

https://youtu.be/wRVFseNeZuk: «Художник Вячеслав Фёдоров. Воспоминания сына Андрея Фёдорова»

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.