1 декабря 2022 года исполняется 104 года со дня рождения Вячеслава Андреевича Фёдорова - одного из выдающихся мастеров русского классического пейзажа второй половины ХХ века, продолжателя традиций Саврасова, Шишкина и Левитана, Заслуженного художника РСФСР, участника Великой Отечественной войны.
В фондовой коллекции Камчатского краевого художественного музея находится работа Вячеслава Андреевича «Улица в Торжке» (1969 г.), которая позволяет увидеть ленинградскую школу живописи и вживую прикоснуться к полотнам мастера, чьи студенческие работы высоко оценивал И.Э. Грабарь.
«Улица в Торжке», 1969 г.
«Камчатский краевой художественный музей»
Фёдоров Вячеслав Андреевич 21.12.1918 - 11.11.1985
Фёдоров Вячеслав Андреевич родился 21 декабря 1918 года в городе Иваново-Вознесенск, был шестым ребенком в многодетной фабричной семье ткачей.
После смерти отца семья жила бедно.
По рассказам, в роду у Вячеслава Андреевича были иконописцы, которых называли «богомазами». Старшая сестра художника – Елизавета работала красильщицей на ткацкой фабрике и приносила домой краски, которые стали первыми материалами маленького художника, он ползал по полу и размазывал их под стульями. Художественный талант Вячеслав Андреевич передал и своему сыну - Андрею, воспоминания которого об отце, раскрывают нам личность Федорова, не только как художника, но и как человека мыслящего, глубоко изучавшего жизнь.
Становление мастера русского классического пейзажа началось с желания стать музыкантом, он обладал хорошим музыкальным слухом, но в семье не было денег, чтобы купить баян. Поэтому сначала он поступил в Энерготехникум, где проучился полтора года и даже участвовал на практике в строительстве ГЭС, но вскоре поступил в художественное училище в Иванове. В училище педагогами Вячеслава Фёдорова стали ученики знаменитого Валентина Серова – И. И. Нефёдов и
С. М. Пырин. В 1939 году окончил Ивановское художественное училище с отличием, а три его работы прошли отбор на Всесоюзную выставку.
Война перечеркнула дальнейшие планы художника и в год окончания училища он был направлен на ускоренные курсы автомобилистов под Москву. Затем был призван на действительную службу в 1-ю Пролетарскую мотопехотную дивизию, подвозил артиллерийские снаряды к передовой и вывозил раненных бойцов. Награжден медалями: «За отвагу», «За Победу над Германией 1941-1945», орденом Отечественной войны I степени. После тяжелого ранения в 1943 году в обе ноги, Вячеслав Андреевич перенес несколько операций и был демобилизован со 2 группой инвалидности.
Тяга к живописи не оставила Фёдорова, и он решил продолжить обучение. Несмотря на продолжающуюся войну, на костылях в солдатской шинели в 1943 году он добирается до Средней Азии в Самарканд. Туда была эвакуирована ВАХ (Всесоюзная Академия художеств, позднее - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). Фёдоров был зачислен в уникальное учебное заведение, образованное соединением трёх ведущих художественных ВУЗов страны: ВАХ, Московского Государственного Художественного института (с 1948 г. - им. В. И. Сурикова) и Киевского художественного института. Таким образом, в далёком Самарканде, где образовалась уникальная художественная среда, у художника появилась редчайшая возможность познакомиться с ведущими мастерами различных школ и направлений, общаться и учиться у них. После снятия блокады и возвращения в Ленинград Вячеслав Фёдоров продолжил обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в мастерской Б. В. Иогансона. В мастерской у него завязалась дружба с группой художников, среди которых были такие известные имена как Вячеслав Францевич Загонек и Борис Сергеевич Угаров, который в последствии стал Президентом Академии художеств СССР.
После окончания обучения Вячеслав Андреевич возвращается в родные края и в 1951 году становится преподавателем Ивановского Художественного училища. В этот период он много работает, путешествует по стране, участвует в республиканских и всесоюзных выставках.
«Первые проталины», 1956 г.
«Ростовский областной музей изобразительных искусств»
Особое место в душе и творчестве художника занимала так называемая «Академичка» - Академическая дача им. И. Е. Репина, где он чувствовал бурление художественной жизни, жил и работал годами. Именно в этих местах произошло становление художника как выдающегося пейзажиста. Места, которые он особо любил, называл «Моя творческая лаборатория» и писал с них десятки пейзажей.
Когда он приезжал на новое место для этюдов, то не бросался тут же писать, а ходил часами, присматривался, «вбивал колышки», считая, что если сразу начинать писать, то просто не поймешь место. «Пойми очарование места, а потом берись за кисть» - говаривал он и мог уходить, ничего не написав. Вячеслав Андреевич был человеком упорным и ставя цель, добивался ее. Так, к примеру, он бросил курить, когда понял, что не чувствует запаха весеннего леса. Любил фразу М.А. Врубеля: «Искусство делается не дрожащими руками истерика, но твердыми руками ремесленника». Порою он писал по восемь больших этюдов в день, а иногда мог месяцами лежать, решать кроссворды и не притрагиваться к кисти.
Свои полотна художник писал темпераментно, размашисто, лихо и смело. Если рассмотреть части его полотен вблизи, то кажется будто это абстрактная картина, которая сложилась в реализм.
Надежным тылом на долгие годы для художника стала супруга Надежда Васильевна. Они познакомились также на Академической даче, где она работала официанткой. Вячеслав Андреевич прекрасно освоил классическую гитару, и они часто пели вместе с Надеждой Васильевной на два голоса русские народные и фронтовые песни. Любимыми композиторами были Чайковский, Шуман, Шуберт.
В 1959 году Фёдорову дали квартиру и маленькую мастерскую в Иваново, однако, три года спустя мастерскую забрали, ссылаясь на то, что художник слишком много времени проводит в разъездах. В жизни Вячеслава Андреевича были разные периоды, часто его работы не выставляли, так как они не соответствовали идеологии того времени. Советское искусство требовало отображения на полотнах покорения целины, строительства новых городов и промышленное развитие страны. Однако, для Вячеслава Андреевича искусство и политика шли отдельными темами. Он не был приверженцем коммунистической и социалистической идеологий в искусстве, его идеология - это русский пейзаж, природа русский земли. При жизни о его работах знали мало, так как он был беспартийным художником и не писал сюжеты, которые подходили бы под заказы министерства.
Звания «Заслуженный художник РСФСР» Вячеслав Андреевич был удостоен только в 1976 году, возрасте 58 лет.
«Родной город», вторая половина ХХ века. «Ивановский областной художественный музей»
«В 1962 году, когда его лишили мастерской, отец работал дома, - вспоминал сын Андрей Фёдоров, - и я буквально с младенчества до 3-го класса школы наблюдал, как работает отец. Я, конечно, впитал и этот запах краски, и творческую атмосферу, и не мог стать никем другим, кроме как художником».
Он написал портрет отца, на котором художник сидит одетый в парадный костюм и люди, которые хорошо знали Вячеслава Фёдорова говорили, что таким его еще не видели. Он всегда одевался просто – фуфайка, берет, кирзовые сапоги или валенки, все время в краске и Шуберта насвистывает. Никогда не надевал перчатки, чтобы чувствовать кисть, часто писал пальцами и всем, что попадется под руку, в том числе травой.
Портрет Фёдорова В.А., написанный его сыном Андреем Фёдоровым
Отец и сын часто темпераментно спорили на тему живописи и техники письма. У Вячеслава Андреевича была широкая шкала «приемлемости» в искусстве, он изучал и интересовался, казалось бы, противоположными классической реалистической школе живописи стилями и направлениями. Он водил сына по выставкам Матисса, Кандинского, Филонова и говорил ему смотреть шире. Любил он и Барбизонскую школу живописи — творческое объединение французских художников-пейзажистов, стремившихся изображать природу правдиво, реалистично, без прикрас. Вячеслав Андреевич учился наблюдательности и зоркости у старых мастеров, таких как Шишкин, Поленов, Левитан, Серов. Природная музыкальность Фёдорова чувствуется и в живописных полотнах, он часто объяснял сыну основы живописи используя музыкальные термины.
«Разлив на Талке», 1972 г.
«Тающий снег», 1952 г. "Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств»
«Плес», 1960 г. "Ивановский областной художественный музей»
Восьмидесятые годы совпали с очень трудным периодом в жизни художника. Старые раны, болезни подточили его здоровье и 11 сентября 1985 года Вячеслав Андреевич Фёдоров ушел из жизни в деревне Желнихе. Посмертные его выставки прошли в Иванове, Москве, Париже.
Произведения В.А. Фёдорова приобретены такими музеями, как Государственная Третьяковская галерея и Русский музей, а также музеями Плёса, Иванова, Вологды, Костромы, Нижнего Новгорода, Уфы, Саратова и т.д. Работы художника также находятся в галереях и частных собраниях за рубежом.
Источники:
http://www.classic-ivanovo.ru/Articles.html?id=272
https://art-povodok.ru/khudozhniki/fyedorov-vyacheslav-andreevich-/
https://ples-museum.ru/news/fedorov-vyacheslav-andreevich/
https://youtu.be/wRVFseNeZuk: «Художник Вячеслав Фёдоров. Воспоминания сына Андрея Фёдорова»