Акварель (фр. aquarelle – «водяная», от итал. аcquarello, от лат. aqua – вода)

1) специальная водорастворимая краска на растительном клее; красочный материал, предназначенный для письма акварелью.

Отличительное свойство акварельных красок – чрезвычайно тонкая растирка красящего пигмента и большой процент клеящих веществ в качестве связующего (которым служит растительный клей гуммиарабик и декстрин с примесью инвертированного сахара, бычьей желчи, глицерина и фенола). Акварель называют «водяной» краской, однако вода служит только разбавителем. Акварель бывает твердая – в плитках, полумягкая – в специальных формах-чашечках и мягкая – в тюбиках.

2) Акварелью называется также техника письма акварельными красками. Художник, пишущий акварелью – акварелист. Художник в процессе работы наносит краску на основу – бумагу, часто имеющую ярко выраженную фактуру («акварельная», ватманская), круглыми мягкими кистями, которые в мокром виде дают острый конец (беличьи и колонковые), растворяя краски водой.

Основные акварельные техники:

- акварель «по-сухому» («итальянская» акварель) – работа ведется акварелью по сухой бумаге. Одной из популярных «сухих» техник является лессировка – многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более тёмным, один слой поверх другого после полной просушки предыдущего слоя. Такая техника позволяет создать оптическое смешение цвета, так как каждый предыдущий слой просвечивается через последующий.

- акварель «по-мокрому» (или «по-сырому») (английская акварель) работа акварелью по сырой бумаге. Контуры изображения в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Распространенной «мокрой» техникой является a la prima – т.е. работа пишется за один приём в один слой на предварительно смоченном водой листе бумаги.

- комбинированная (смешанная) техника – сочетание нескольких техник в одной работе.

3) Работа, выполненная акварельными красками называется акварелью. Акварель является особой разновидностью изобразительного искусства. Она занимает переходное положение между живописью и графикой, совмещая их особенности: от живописи –богатство тона, построение формы и пространства цветом, а от графики активная роль белого фона бумаги в построении изображения, где бумага используется не только в качестве материала, но и в качестве одного из изобразительных средств: фон становится пространством, «воздухом».

В ряде стран, в частности, в России, акварель считается графикой и на художественных выставках экспонируют в разделе графики. При экспонировании акварель требует обязательной окантовки в паспарту под стекло. Такое оформление имеет несколько функций. Стекло несколько ослабляет губительное воздействие яркого дневного или солнечного света, а широкие поля паспарту и окантовка тонким деревянным или металлическим багетом подчёркивают автономность изобразительного пространства.

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II в. н. э. В XIIXIII вв. в средневековых миниатюрах акварельные краски применяли корпусно – с кроющими белилами. Прозрачные акварельные краски стали использовать только в XVXVI вв. На рубеже XVIII—XIX вв. акварель завоевала широкую популярность. Акварелью работали А. Дюрер, У. Тёрнер, Э. Делакруа, К. Брюллов, члены объединения «Мир искусства» А. Бенуа, Л.Бакст, И. Билибин, К. Сомов, А. Остроумова-Лебедева и др..

аквва.jpg

  Ил. Ю.Н. Ви (1948-1998). Утро. 1990. Бумага, акварель. 540х730 мм.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.