«Хохлома», хохломская роспись по дереву – старинный русский народный художественный промысел, возникший в XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области. Название промыслу дало с. Хохлома той же области – центр сбыта изделий хохломской росписи; вид народного искусства.
Для «хохломы» характерна уникальная техника росписи деревянной (преимущественно) посуды и мебели с имитацией позолоты без применения золота. «Золотая хохлома» называют её в народе.
Оригинальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих труднодоступных местах. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение. Есть мнение, что на стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров.
Однако, некоторые документальные источники содержат сведения о том, что технология имитации позолоты на дереве была известна нижегородским ремесленникам еще до раскола. Они пользовались ею в 1640–1650-х годах. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, «селишке Семеновское» (ныне г. Семенов) изготавливались деревянные братины, ковши, блюда и др., окрашенные «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.
Хохломские изделия выполняют из древесины лиственных пород, преимущественно – липы. Сначала «бьют баклуши», т.е. из просушенного дерева делают бруски-заготовки. Заготовке придают нужную форму (вытачивают токарную посуду: чашки, поставцы, бочата и т.д., вырезают: ложки, ковши), полученные изделия называют «бельё». «Бельё» грунтуют особым жидким раствором глины – вапой, сушат, пропитывают льняным невареным маслом, шлифуют. Затем изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Далее следует – лужение, т.е. втирание в поверхность изделия полуды – металлического порошка (в старину использовался порошок олова, а сейчас – алюминия). После лужения изделия приобретают серебристый цвет и готовы к росписи.
В хохломской росписи традиционно применяют натуральные минеральные краски – голландскую сажу, киноварь, сурик, лимонный или светло-желтый крон, кармин, охру, хромовую зелень, разбавляют их очищенным скипидаром. К краскам предъявляются особые требования – они должны обладать высокой стойкостью к воздействию температуры и не выгорать. Кисти для росписи делают из беличьих хвостов, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Главные цвета, определяющие колорит и узнаваемость хохломской росписи: сочетание красного и чёрного цвета с золотистым, вспомогательными цветами являются зеленый, желтый, коричневый.
Каждый цвет в народном искусстве имеет своё значение, в большинстве случаев сакральное. Так и в хохломской росписи: чёрный – ассоциируется с вечностью, воплощением Вселенной, он является самым выразительным, контрастным: на его фоне активно проявляются другие цвета; красный – энергия Солнца и Огня, тепла, процветания, красоты; золотой – сама небесная сила, свет; зеленый – растительность, жизнь.
В хохломской росписи используют в основном растительный орнамент, связанный с традициями живописи Древней Руси. Мотивы трав, цветов, листьев становятся как бы олицетворением самой природы, её красоты и вечной жизнетворной силы. Хохломская роспись всегда подчинена форме изделия. Все изделия расписываются вручную, орнамент выполняется в свободной кистевой манере письма.
Исторически сложились два основных вида письма: «верховое» и «фоновое», каждому из которых соответствуют свои разновидности орнаментов.
1. При «верховом», более древнем традиционном письме, узор ложится на поверхность изделия так, что фон вокруг него после закалки становится «золотым». Здесь выделяют три типа орнамента: «травка», «под листок» или «под ягодку» и «пряник».
- Классическим примером «верхового» письма является «травный» орнамент или «травка». «Травкой» в хохломской росписи называется узор, исполненный из трав и гибких тонких стебельков, объединенных в ритмичный травный орнамент. Основную линию композиции – гибкий стебель («криуль») дополняют такие элементы орнамента как: «осочки», «капельки», «кустики», «завитки», «усики», которые выполняются изящными изогнутыми мазками с заостренным концом. Орнамент выполняется чёрными и красными красками, создавая своеобразный графический рисунок по серебристому луженому фону, который после закалки становится золотым.
- Орнамент «под листок» или «под ягодку» состоит из ягод, листьев и цветов на гибкой веточке, в который также включены элементы «травки». Создавая неповторимые по красоте орнаменты, мастера берут мотивы, стилизуя растительные формы (листья и ягоды клубнички, малинки, смородинки, рябинки, крыжовника, цветов и т.д.). По сравнению с «травкой» этот орнамент более многоцветен: к чёрному и красному добавляют зелёный, коричневый и жёлтый цвета. Сначала мастер пишет стебель с завиточками, затем вокруг стебля – ярко красные ягодки, наносит листочки зелёным или вперемежку зелёным и желтым, желтым и коричневым и т.д. В заключение к веточкам и листьям делают «приписки» – тонкие «усики» или крохотные листики и цветочки.
- К «верховому» письму относят также «пряник» (или «рыжик»). «Пряник» обычно рассматривают как геометрическую композицию, вписанную в квадрат или ромб, выполняют чаще всего внутри чаши или блюда. В центре композиции располагается символическое изображение солнца, которое вызывает ощущение кругового движения («большой рыжик»).
2. При «фоновом» письме, – фон изделия записывается красным или черным цветом, тогда как сам рисунок орнамента после закалки становился «золотым». В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: «под фон» и «кудрина». «Фоновое» письмо более сложное в исполнении.
- Орнамент «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Далее по контурным очертаниям орнамента фон изделия записывается краской, чаще всего чёрной. Затем выполняется мелкий узор-«приписка» поверх фона: кончиком кисти выполняются зелёным цветом мелкие «травки», вдоль основного стебля, наносятся красные киноварные ягоды и мелкие цветы, а по луженому фону орнамента тонко прорисовывают детали крупных мотивов (прожилки листьев и т.д.). «Золото» после закалки просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц.
- Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Свое название «кудрина» получила от стилизованных «золотых» кудреватых завитков орнамента, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов на ярко-красном или чёрном фоне. Её начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура орнамента и записывания фона. «Кудрину» окружают цветным фоном (чёрным, красным), а силуэты орнамента (по луженому фону) дополнительно тонко прорисовывают внутри: на цветы наносятся тычинки и сердцевина, на листья – прожилки и т.д. Красным или черным цветом, ведется и «приписка» деталей. Других красок в этом виде письма не используют. Орнамент после закалки становится «золотым».
Расписанные изделия покрывают четырьмя-пятью слоями специального лака (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в электро-печи при температуре +150-160°C. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи «серебряным», становится «золотым». Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Во второй полов. XIX в. возрос интерес к хохломе как к искусству. И в 1853 г. её представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а затем в Петербурге и Нижнем Новгороде. Кроме того, в моду вошел «русский стиль», и хохломскими изделиями начали пользоваться даже члены царской семьи. Так, в 1882 г. императрица Мария Федоровна наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами с дарственной надписью «За свое искусство и представленные государю императору вещи». В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже хохлома получила Гран-при.
Искусство хохломской росписи приобрело всемирную известностью, является брендом России.
В наши дни центры хохломской росписи – фабрика «Хохломская роспись» (г. Семёнов, Нижегородская область) и ковернинское творческо-производственное объединение «Хохломской художник» (с. Сёмино, Ковернинский район, Нижегородская область).
Ил. А.Н. Писарева. Ковш-утка. 1990. Дерево, лак, роспись «фоновым письмом» («кудрина»). 18,2х39х20.