Филимоновская игрушка (глиняная расписная игрушка-«свистулька») – старейший русский народный художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Во времена Ивана Грозного в ХVI веке деревня Филимоново упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В. Воротынского, подарившего деревню Анастасову монастырю. По некоторым сведениям, именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень горшечника по имени Филимон, который положил начало гончарному промыслу в этих местах, да разные безделушки-свистульки делал, чтобы ребятишек тешить. По преданию, деревню Филимоново назвали его именем. Многие жители деревни занялась гончарным ремеслом и продажа глиняных горшков и мисок стала основным источником их дохода. Из кусочков глины, оставшиеся после работы, лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.

Для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Так повелось, что мужчины на гончарном круге делали посуду, кирпичи для печных труб, а игрушки-свистульки лепили и расписывали женщины, причем девочек приучали к этому ремеслу с семи лет. Готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах.

О давности зарождения филимоновской игрушки нет единого мнения, потому возраст её достаточно условный, однако исторические источники указывают на XVI век. В о же время сюжеты и элементы росписи на ней содержат языческие мотивы и указывают на её древние корни, восходящие к дохристианским формам славянского культа. В традициях русской деревни, в том числе и Филимонова, прослеживается связь игрушки со славянскими праздниками, посвященными годичному кругообороту сельского хозяйства. Таков обычай изготовления множества фигурок, приуроченных к языческим гульбищам, а после принятия христианства – к ярмаркам на Пасху, Благовещение.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать. В 1960-х годах усилиями искусствоведов, коллекционеров и оставшихся всего нескольких старых мастериц этот самобытный промысел начал восстанавливаться и к 1980 годам искусство филимоновской игрушки возродилось.

Свистульки делали из мягкой глины «синики», которую так называли в народе из-за тёмно-синего цвета. Филимоновская игрушка поражает своей особой выразительностью и простотой, примитивностью скульптурной формы, монолитностью, скупа на мелкие детали, её отличительной особенностью является вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма пластичностью самого материала, благодаря которому и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Большинство изделий, созданные филимоновскими мастерицами, составляют игрушки-свистульки. Считалось, что их свист отпугивает злых духов. Тематика игрушек традиционна – барыни в длинной юбке-колокол со шляпкой на голове, кавалеры – обычно солдат в военной форме (в руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры – петуха или гуся), сценки свидания влюбленных («Любота»), всадники, коники, олени, медведи, коровы, бараны, петухи, курицы, уточки и др. Свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в им руки. Все персонажи животного мира имеют длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога – круглые завитки-баранки, у коровы – полумесяцем, у оленя – ветвистые, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Кроме свистулек изготавливают погремушки, называемые «грематухами».

Готовые фигурки обжигали в специальной печи – горне. После обжига местная глина приобретала розовато-белый цвет, поэтому её не белят, а сразу приступают к росписи.

Издревле краски делали из природных материалов (в т.ч. ягод, цветов и трав). По некоторым источникам, до середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители, которые мастерицы разводили яичным белком или желтком и игрушки стали яркими. Позднее вместо яйца стали использовать ацетон, нитролак и покрытие получалось более стойким.

Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид. Для росписи использовали всего три цвета: желтый, красно-малиновый и изумрудно-зеленый – «лимонка», «малинка» (или «фуксиновый»), «зеленка» – так ласково называют мастерицы свои краски. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет солнце, свет мироздания (воздух), красный – огонь, землю, тело, силу духа и красоту, зеленый – весну, возрождение жизни, белый. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Сначала заготовку «желтили» – создавали фон, накладывая широкие желтые полосы и круги. Желтую краску обычно накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц. Следующий этап росписи назывался «малинка». Красно-малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Заключительный этап росписи называли «зеленкой» – между красными наносили штрихи и узоры зеленого цвета. Лица игрушек (барынь и кавалеров) не прорабатывали детально: только намечали красным – рот, а зеленым – бровки и глаза-точки.

Орнамент филимоновской росписи тоже прост и символичен: полоски, круги, треугольники, ромбы, «елочка», точки, зигзаги, которые используют мастера – это священные для славян знаки – образы, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников с магической символикой солнца, земли, воды, плодородия. По старинному поверью, символы в узорах несут духовную силу. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии. Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Глубоко символичны и сами фигурки. Так, барыня ассоциируется с берегиней, хранительницей дома и домашнего очага, всадник изображает воина-защитника или же кормителя семьи-землепашца, птица – вестник счастья и т. д.

       В филимоновской игрушке мастера по-своему показывают близость человека и природы. Они пропустили через свое мироощущение древние славянские образы и символы и показали своё восприятие мира.

Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах. В настоящее время наряду с анилиновыми красками используют акрил. Его наносят кистями разной толщины, хотя некоторые мастера по старинке пользуются для росписи куриным перышком.

В 2009 году недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся единственный в России Музей филимоновской игрушки.

С 2013 года в Одоеве проводится фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона». Мастера из разных концов страны привозят традиционные игрушки своих регионов и авторскую керамику.

Наряду с дымковскими, каргопольскими, богородскими, филимоновские игрушки отражают дух русского народа, особенности быта и верования славян.

ллллл.jpg

Ил. А.Г. Карпова. «Курица». Филимоновская игрушка-свистулька. 1970-1980 гг.

Глина черная, обжиг, анилиновые краски, роспись. 16,5х11х5,8.

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.