Тушь (нем. tusche) – традиционно чёрная краска, не теряющая со временем интенсивности своего тона, ранее брусковая чёрная краска (тушь чёрная), состоящая преимущественно из специально приготовленной сажи с добавлением воды и связующих веществ (шеллак, желатин, казеин, синтетические смолы).
Тушь – материал для письма, черчения и рисования пером или кистью, используется в графической технике сухая кисть.
Тушь бывает жидкая и сухая в виде плиток или палочек. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают большое разнообразие тонов: густая (концентрированная) тушь даёт глубокий, интенсивный тон, разбавленная – широкую шкалу градаций от буроватого до серебристо-серого.
Тушью называют также аналогичные по употреблению чёрной туши цветные краски, изготовляемые на основе органических каменноугольных красителей. Цветная тушь может быть в виде жидкого раствора и пастообразная. Пастообразная тушь разводится трехкратным объемом воды.
Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Главной особенностью туши является глубокий чёрный цвет, какого не знает акварель. Лучший сорт чёрной туши – китайская.
В ранних трактатах об искусстве упоминалась черная сажевая тушь, изготовленная в Древнем Китае и Древнем Египте. Созданная специально для затушевывания поверхностей вырезанных на камне иероглифов, в своей основе эта тушь содержала чёрный пигмент угля с клейкими веществами на водной основе. По легенде, тушь была изобретена китайским философом Tien-Lcheu в ок. 1200 году до н.э. Тушь была излюбленным материалом для письма, рисования и живописи в Китае, оттуда она распространилось в Корею, и Японию, а с 15-17 вв. – в Европу.
Для рисунков, выполненных тушью и пером, характерна штриховая манера исполнения. Особенность работы заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. До середины XIX в. широко распространенными были гусиные перья, затем в художественную практику прочно входит металлическое перо, которое даёт более тонкую и ровную линию. На Востоке широко используется тростниковое перо, его техника отличается более энергичным штрихом.
При рисовании тушью, помимо пера, используются и кисти из различных материалов и разных форм, тампоны. Заливки, отмывки, «растяжки» кистью и т.д. часто сочетают с рисованием пером, карандашом и углем. Каждому художнику свойственны свои приёмы работы с тушью. Рембрандт, например, не только прорабатывал рисунок пером, но и кистью, палочкой и даже пальцами. В Китае – живопись пальцем (чжитоухуа, сокр. чжихуа, вариант – чжимо – «тушь пальцем») является разновидностью китайской традиционной живописи.
Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой – всё это дает художнику большие творческие возможности.
Благодаря свойствам свето- и водостойкости туши она широко применяется для внесения записей в документы (паспорта, военные билеты, дипломы).
Ил. Ю. Н. Ви. «Автопортрет». 1990. Бумага, тушь, кисть. 280 х 210 мм.