Орнамент (от лат. ornamentum – украшение), узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Искусство орнамента очень древнее. Зачатки его возникновения зафиксированы в эпоху палеолита. Орнаменты каждого исторического периода развития общества отражают связь с духовной жизнью народа, декоративным искусством, архитектурой и отражают эстетику данной эпохи.
К числу определяющих особенностей орнамента относятся: ритмичность (периодическая повторяемость мотива), стилизация (перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения), высокая степень декоративного обобщения, органическая связь с несущей орнамент поверхностью.
Важной характеристикой орнамента является его мотив и композиционное построение. Повторяющийся мотив рисунка орнамента – раппорт (франц. rapport – возвращение);
Орнамент классифицируют:
1. По изобразительным мотивам: геометрический (мотив состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных) и геометрических фигур (кругов, ромбов, многогранников, крестов, спиралей, и др.); растительный (составляется из стилизованных изображений растений и их частей (листьев, стеблей, цветов, плодов и т.д.); зооморфный (включает стилизованные изображения животных); орнитоморфный (мотивами его являются изображения птиц); антропоморфный (мотивами являются композиции с изображением человеческих фигур (мужских и женских) или отдельных элементов человеческого тела); тератологический (мотивами являются персонажи, созданные фантазией человека, фантастические стилизованные, существа, имеющие одновременно признаки животных, птиц и человека (русалки – женщины-рыбы, сирены – птицы с женской головой, кентавры – лошади с человеческим торсом), причудливых форм растения, плетения из ремней и змеиных хвостов, геометрические формы); каллиграфический (составляется из отдельных букв или элементов текста); геральдический (в его основе лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, разного рода отличительных знаков, элементы воинского снаряжения (оружие, щиты, мечи, флаги); астральный (в качестве мотива – звезды, солнце, луна, облака); пейзажный (мотивами являются декоративно переработанные природные пейзажи) и другие виды орнамента; комбинированный (содержит комбинации различных мотивов (например, геометрических и растительных – арабески).
2. По форме композиционного построения обычно выделяют три основные разновидности орнамента:
- ленточный (имеет вид ленты или полосы с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива, раппорт повторяется, развиваясь в одном направлении; подразделяется на фриз, бордюр и кайму);
- сетчатый (повторяющийся раппорт заполняют всю поверхность предмета (по вертикали и по горизонтали) сплошным узором на четкой геометрической основе, напоминающей сетку – раппортная сетка);
- замкнутый (мотивы располагаются в квадрате, многоугольнике, треугольнике, ромбе и т.д., круге (центрический – замкнутая круговая композиция – розетта).
3. По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.;
4. По народной принадлежности: греческий, корякский, эвенский т.д.
Ил. У.М. Гуторова. Заготовки для опувана корякской кухлянки. Последняя четв. XX– нач. XXI в. Ровдуга, подшейный волос оленя, нитки мулине, вышивка, ручное шитье.