Набросок (от фр. – croque; нем. – entwurf; англ. – sketch) в изобразительном искусстве – произведение графики (преимущественно), но бывает в живописи и в скульптуре небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.
В наброске художник старается запечатлеть первое впечатление от увиденного в жизни или зафиксировать первоначальный замысел без тщательной проработки деталей.
Принято различать четыре вида набросков: 1) наброски с натуры (изображение выполняется художником от начала и до конца под непосредственным впечатлением с натуры); 2) наброски по памяти (изображение выполняется художником по памяти на основе увиденного); 3) фантазийные наброски (художник фиксирует на листе возникший в голове образ или идею, используя воображение или фантазию); 4) комбинированные наброски (изображение, в котором скомбинировано несколько видов набросков, например, художник начал рисовать набросок с натуры, а закончил его уже по памяти и т.д.).
Для выполнения наброска используют различные техники: карандаш, уголь, соус, фломастеры, авторучку, краски и т.д. Наиболее популярны наброски карандашом. Материалом для наброска чаще всего служит бумага (белая или цветная, гладкая или шероховатая, плотная или мягкая). По способу исполнения набросок выполняется с использованием линий, штрихов, тональных пятен и т.д.
С помощью наброска художник может решать разнообразные творческие задачи: зафиксировать свое восприятие предмета наблюдения; выразить собственные эмоции от увиденного; запечатлеть на бумаге отдельные элементы будущей картины и т.д. Начинающим художникам также рекомендуется постоянно делать наброски для развития основных практических навыков: наблюдательности, глазомера, зрительной памяти, пространственного мышления, мастерства владения карандашом и другими инструментами.
Наброски, зарисовки и эскизы предшествуют и сопутствуют созданию будущих композиций произведений живописи, скульптуры и графики. Набросок следует отличать от зарисовки и эскиза. Главное назначение наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. От зарисовки набросок отличается меньшей детализацией. Эскиз является частью более детальной и сложной работы, цель которой – дальнейшая переработка в картину или какое-то другое произведение, а любой набросок может органично существовать и сам по себе.
Ил. Ф.Г. Дьяков. Без названия. 1960 г. Бумага, карандаш. 130 x 315 мм.