8 апреля 2020 года заслуженному художнику России Виктору Тришкину исполнилось 80 лет. В Камчатском краевом художественном музее состоялась его персональная выставка, а также вышел альбом, посвященный творчеству художника.

                                                                                     «Пронизана любовью с высоты

                                                                                    Камчатка, как иное измеренье.

                                                                                   Несут космическое отраженье

                                                                                    Каньонов и высот её черты».

                                                                                                             Ольга Шишкова

                                                                                                     Из поэмы «В золотом потоке»

 01. MG 9815 Бухта Русская.Зима. 1969.Х.м. 48х67 копия новый размер

Бухта Русская. Зима. 1969. Х.м.

02. MG 9377 Тымлат.1972 Х.м.86х100 копия новый размер

Тымлат.1972 Х.м.

03. MG 9030 Нымыланская кухня. 1973.Х.м. 67х87ККОМкопия новый размер

Нымыланская кухня. 1973. Х.м.

04. MG 8964 Старый город. Рябиковская. 1974.Х.м. 75х83ККХМ копия новый размер

Старый город. Рябиковская. 1974.Х.м.

05. Эвенский натюрморт.1974.Х.м. 100х80 ККОМ

Эвенский натюрморт.1974. Х.м.

06. Снаряжение оленевода Вантуляна.с.Ачай Ваям.1975.Х.м. 76х54

Снаряжение оленевода Вантуляна. с.Ачай-Ваям.1975. Х.м.

07. MG 8667 Оленевод Вантулян.1985. Х.м. 63х80 копия новый размер

Оленевод Вантулян.1985. Х.м

08.MG 9001 Воспоминание. 1975. Оргалит м. 59х61ККОМкопия новый размер

Воспоминание. 1975. Оргалит, м.

09. MG 9235 Северный аэродром.1980. Х.м. 101х133 копия новый размер

Северный аэродром.1980. Х.м.

011.MG 9183 Бухта Наталии. Юкольники. 1980.Х.м.110х150ККОМ копия новый размер

Бухта Наталии. Юкольники. 1980.Х.м.

012. MG 9083 Долина Ачай Ваяма.1982.Х.м. 70х110ККОМ копия новый размер

Долина Ачай-Ваяма.1982. Х.м.

013.MG 8975 Натюрморт весенний. 1983. Х.м.70х83ККХМкопия новый размер

Натюрморт весенний. 1983. Х.м.

014.MG 9523 Бухта Русская.1982.Х.м. 115х140 копия новый размер

Бухта Русская.1982. Х.м.

015.MG 8891 Летний день.1982. Х.м.58х57ККХМкопия новый размер

Летний день.1982. Х.м.

016.MG 9904 Паужетка.На реке.1986.Картонм.50х70 копия новый размер

Паужетка.На реке.1986. Картон, м.

017.MG 8833 Жаркое лето. Паужетка. 1986. Х.м.85х110 копия новый размер

Жаркое лето. Паужетка. 1986. Х.м.

018.MG 8897 Камчатская рябина. 1987. Х.м. 94х129 ККХМ копия новый размер

Камчатская рябина. 1987. Х.м.

019.MG 9364 На Севере Дальнем. 1988.Х.м.73х122 копи новый размер

На Севере Дальнем. 1988.Х.м.

020.MG 9509 Камчатские крабы Крабы и море.1987.Х.м. 100х110 копия новый размер

Камчатские крабы. Крабы и море.1987.Х.м.

021.MG 9215 Карагинский остров. 1993. Х.м. 72х120 копия новый размер

Карагинский остров. 1993. Х.м.

022.MG 9075 Натюрморт. Ительменская осень.1994. Х.м.795х90ККОМ копия новый размер

Натюрморт. Ительменская осень.1994. Х.м.

023.MG 8864 Весн. 8 апреля. 1995.Х.м. 90х120 копия новый размер

Весна. 8 апреля. 1995. Х.м.

024. Весна. 1995.Хм.70х90 новый размер

Весна. 1995. Х, м.

025. Весна у подножия Корякского вулкана 1997. Х.м. СГОХМ. копия новый размер

Весна у подножия Корякского вулкана. 1997. Х.м.

026.MG 8908 Ольха цветет. 1996.Х.м.80х97 ККХМ копия новый размер

Ольха цветет. 1996. Х.м.

027.MG 9742 После пурги.2000.Х.м. 41х59 копия новый размер

После пурги.2000.Х.м.

028.MG 8638 Лыжня к вулкану. 2010. Х.м.60х87 копия новый размер

Лыжня к вулкану. 2010. Х.м.

029.MG 8942 Страна Уйкоаль. 2016. Х.м.40х60 копия новый размер

Страна Уйкоаль. 2016. Х.м.

 

8 апреля 2020 года заслуженному художнику России Виктору Тришкину исполнилось 80 лет. В Камчатском краевом художественном музее состоялась его персональная выставка, вышел альбом, посвященный творчеству художника.

                                                                                     «Пронизана любовью с высоты

                                                                                    Камчатка, как иное измеренье.

                                                                                   Несут космическое отраженье

                                                                                    Каньонов и высот её черты».

                                                                                                             Ольга Шишкова

                                                                                                     Из поэмы «В золотом потоке»

 

Пейзажи и натюрморты Виктора Тришкина

             С художником и его творчеством мы чаще всего знакомимся на выставках, всякий раз открывая для себя что-то новое, неизведанное. Вот уже восьмидесятую весну встречает камчатский живописец, заслуженный художник России Виктор Тришкин. За плечами сотни километров дорог по уникальным местам полуострова, многочисленные зарисовки, этюды, картины… Не случайно мне вдруг вспомнился морской вокзал туманным осенним днем, суета, встречающих и провожающих пароходы людей на привокзальной площади и моя, совершенно случайная, встреча с Виктором Тришкиным. Художник уезжал на этюды на Курильские острова. Экипированный рюкзаком и этюдником, он стоял как бы в стороне от сутолоки, внешне спокойный, с каким-то внутренним сосредоточением. Художник – вечный подвижник, вечный странник, вечный созерцатель.

            1. В.Тришкин.фото А.ЧеркашинойВиктор Тришкин – мастер неповторимых пейзажей и натюрмортов, отражающих уникальную природу Камчатки и традиционную материальную культуру народов Севера. Именно в этих жанрах художнику удалось убедительно и ёмко выразить своё собственное отношение к Северу, передать особый камчатский колорит.

Камчатка в творчестве Виктора Тришкина сопряжена с осмыслением и созданием изменчивого образа этого сурового и удивительного края. А ещё, Север захватывает художника тем, что не допускает повторов ранее виденных цветовых сочетаний. Каждая новая встреча с ним – новое открытие. Нелёгок путь художника, но истина одна. Истина в постоянном практическом постижении мира и переложении своих мироощущений на холст. Великий русский пейзажист А. Саврасов говорил: «Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту…пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».  

 

Речные плёсы из далёкого детства… Маленький мальчик зачарованно смотрит на ослепительно белые кувшинки с золотисто-жёлтой серединкой, покачивающиеся на зеркальной глади воды, ему всего два годика, и он, Витя, протягивает ручонки к цветку, не осознавая опасности глубины. Очень рано, насколько это помнит художник, ему открылся мир прекрасного, который живёт в нём по сей день, наполняя всё вокруг красками и звуками.

2. В кругу семьиВиктор Михайлович Тришкин – родился 8 апреля 1940 года в деревне Антиповке Петровского района Саратовской области, что расположена на живописных берегах небольшой извилистой речки Медведица (левый приток Дона) с многочисленными перекатами, плёсами и тихими заводями, где всегда было много кувшинок, лилий и зарослей тростника. Домики с соломенными крышами вдоль единственной в деревне улочки, огороды, мостки у речки, тенистые дубравы и запах земляники навсегда остались в памяти. Здесь прошло его детство.

Отец – Михаил Иванович Тришкин до войны работал железнодорожником, обслуживал пути, но его Виктор почти не помнит, ему был всего год, когда в суровом 1941-м году он ушёл на фронт и уже не вернулся. На долю матери – Дарьи Фёдоровны легли все тяготы голодной военной и послевоенной жизни. В 1949 году в поисках лучшей доли она, собрав 4 детей (Виктор, его старший брат Николай, сестры Александра и Клара), завербовалась и отправилась на Сахалин. На Сахалине сначала жили в таёжном пос. Скалистом, а затем в г. Чехове.

С раннего детства и в школьные годы страстным увлечение Виктора были музыка и рисование. Память хранит и первые незатейливые постановки – простые бытовые предметы: ведро, посуду, чёрствый хлеб, которые ставил ему учитель Николай Лаврентьевич Никитин, заметивший его способности к рисованию. Были и школьные стенгазеты, и выставки детского рисунка, и первое место в районном конкурсе. Помимо рисования, Виктор самостоятельно учился играть на балалайке и гармошке. Его мать Дарья Фёдоровна обладала прекрасным природным голосом, хорошо пела русские народные песни, частушки, и Виктор с усердием играл на гармошке для мамы и маминых подружек. Затем появился баян (подарила соседка). Жажда рисовать и играть была одинаково велика настолько, что он не знал, чему отдать предпочтение, он мог заниматься любимым делом весь день допоздна, не замечая время.

После седьмого класса Виктор пошел в вечернюю школу и одновременно устроился на работу художником-оформителем на чеховском целлюлозно-бумажном комбинате. В клубе комбината познакомился с баянистом и, узнав об условиях приёма по классу баян в музыкальное училище за два месяца, уединившись, буквально «не слезая с чердака», разучил по нотам несколько этюдов и гаммы по программе вступительных экзаменов и отправился в г. Хабаровск с надежной поступить в музыкальное училище. Но этой мечте не суждено было сбыться, – не прошёл по конкурсу (он, самоучка, не смог состязаться с теми, кто годами занимался в музыкальной школе с педагогами). Теперь он точно знал, – его призванием станут живописные аккорды.

3. Солдатские будниВернулся домой на комбинат, ещё несколько лет работал художником-оформителем. Потом – три года армии, служил на Камчатке. Именно Камчатка не оставила сомнений в его выборе стать профессиональным художником. Всё свободное время он рисовал и основательно готовился поступать в художественное училище.

В 1962 году, успешно сдав вступительные экзамены: рисунок, живопись, композицию, он был сразу зачислен на второй курс художественно-графического отделения Биробиджанского педагогического училища. Учился у известных педагогов-художников А. П. Смелова, В. Е. Девятко, А. В. Третьякова. Защитив диплом на отлично, по окончании училища вернулся на Камчатку, уже навсегда.

 Солдатские будни. 1960 г.

Начал свою творческую биографию В. Тришкин учителем рисования в школе № 20, г. Петропавловска-Камчатского, работал художником-оформителем на разных предприятиях города, в 1970-е годы – преподавателем и директором городской детской художественной школы, приняв эстафету от художника-педагога, ныне – заслуженного художника России Виталия Шохина.

С 1967 г. он активно участвует в художественных выставках, в 1976 г. принят в Союз художников СССР. Следует отметить, что в 1970-е гг. наблюдается значительный творческий подъём в области изобразительного искусства на полуострове. Возросло число профессиональных художников, что способствовало созданию в 1976 г. Камчатской организации Союза художников РСФСР. Многие годы Виктор Тришкин был членом правления Камчатской организации Союза художников.

Важная веха в становлении художника Виктора Тришкина 1970-е – начало 1980-х гг. Судьбоносную роль в его творческой биографии сыграла встреча, – «счастливый случай», который свёл его с талантливым дальневосточным живописцем, яркой личностью, человеком-легендой Иваном Васильевичем Рыбачуком. Общение с ним на этюдах в бухте Русской в декабре 1969 г. стало для Виктора Тришкина по-настоящему, и первым крещением, и школой постижения мастерства, способствовало развитию его живописного дарования.

Поездки, встречи с коллегами-художниками, работа на Академической даче им. И. Е. Репина в Тверской области, во всесоюзных творческих группах вдохновляли, обогащали опытом.

Продолжая в своём творчестве традиции русской реалистической живописи, Виктор Тришкин искренне предан пейзажу и натюрморту – пишет то, к чему расположено его сердце.

«Изначально натюрморт был моим первым увлечением, – рассказывает художник, – и лишь затем появилась тяга к пейзажу. Я связываю это с преподавательской работой. Постепенно, сначала интуитивно, подсознательно, начал чувствовать постановку. Впоследствии это послужило развитию композиционного чутья, постижению сути предметов, их гармонии, формы, фактуры, взаимодействия цветовых пятен».

Натюрморту отведено важное место в его творчестве. Отовсюду, где бы ни был Виктор Михайлович, он возвращается со своим обычным «трофеем» – букетом полевых цветов, осенних листьев или озябшими от мороза ветками рябины с пламенеющими гроздьями. Работа над натюрмортом стала для него настоящей творческой лабораторией, где оттачивается мастерство живописца. Его натюрморты просты и выразительны. В них «живут», казалось бы, обычные предметы быта, дары природы, нередко атрибуты искусства и, в то же время, в них заложен глубокий философский смысл, который выражает богатство взаимосвязей человека и окружающего мира («Осенний мотив», «Натюрморт. Рабочий стол», «Камчатская рябина», «Полевые цветы» и многие другие). Постигая мир предметной реальности, его поэтику, художник делится своими откровениями, вступая в незримый доверительный диалог со зрителем.

Натюрморт «Воспоминание» посвящён памяти отца художника Михаила Ивановича Тришкина, погибшего под Смоленском. Незатейливые солдатские принадлежности: котелок, фляжка, несколько запечённых в костре картофелин, чёрный хлеб, мерцание сдержанных серебристых красок, словно опалённых пеплом, говорят о суровых буднях войны. И только маленький хрупкий букетик ландышей пронзительно напоминает о весне!..

            Удивительно бережно подходит художник к национальным традициям коренных жителей Камчатки: коряков, ительменов, чукчей, эвенов. Но уходят в прошлое древние обычаи. Всё очевиднее приметы современности. Наверное, поэтому так часто ездит Виктор Тришкин в «глубинку» – в отдаленные поселки Оссору, Карагу, Тымлат, Ачайваям. Изучает фольклор, тщательно выписывает плетёные из травы лэпхэ (корзинки) и берестяные туеса, расшитые бисером кухлянки и малахаи. Художник познаёт мир самобытный и бесхитростный. Соприкасаясь через эти рукотворные изделия с национальными истоками, он создаёт удивительные по красоте натюрморты: «Нымыланская кухня», повествующий о жизни береговых северных жителей Камчатки – нымыланов, «Корякский натюрморт», «Натюрморт с малахаем», «Эвенский натюрморт» и другие, приоткрывая зрителю пласт древней духовной и материальной культуры народов севера.

            В середине 1970-х гг. пейзаж, становится основным жанром в его творчестве, а уникальная первозданная природа Камчатки – главным вдохновителем. Пейзажи камерные и панорамные, они исполнены богатством отзывов души художника от ранних этюдов до зрелых эпических полотен, они о земле, ставшей ему родным домом. В них выразительно и образно передана северная природа с её неповторимым ландшафтом: бескрайние гряды сопок, заснеженные пики вулканов, напоенная туманами и ароматом трав тундра и величественный Тихий океан.

Он всегда пишет много этюдов на натуре – животрепещущих мгновений природы, постепенно отбирая нужный, наиболее ярко концентрирующий в себе суть увиденного. Только после этого начинает работать над картиной в мастерской. Пишет и односеансные этюды «а ля прима». Тонкая живописная интуиция помогает ему найти «золотую середину» между натурой и образной условностью и, что немало важно, он умеет привнести в свои работы удивительную задушевность (это относится и к его полотнам большого формата).

Есть у Виктора Михайловича свои любимые места: Бухта Наталии, Бухта Русская, Бухта Березовая, многие пограничные заставы, Курильское озеро, Паужетка, Налычево, Оссора, Ачайваям, где он неоднократно бывал и которым посвятил немало полотен. Волнуют сердце, наполняя чувством живого дыхания природы картины: «Туман. Бухта Русская», «Бухта Наталии. Юкольники», «Камчатская осень», «Осенняя Паужетка», «На Севере Дальнем», «Налычевская долина», «Карагинский остров», «Сумерки».        

Конечно, погода Камчатки не балует изобилием погожих дней. Но бывают дни необыкновенно ясные, и тогда перед взором во всей своей красе открывается суровая и прекрасная, с необозримой широтой её просторов Камчатка. В один из таких дней художник сказал себе, что будет писать не только серое ненастье и мглистые облака, а пойдет в своем решении через чистоту и насыщенность цвета. Так появилось эпическое полотно «Бухта Русская», в котором весь мир полон хрустальной тишины, пронизан чувством торжества и покоя, а искрящаяся гладь бухты, обрамленная силуэтами горных хребтов, напоминает волшебную чашу с маленькими белыми пароходами. Пейзаж написан художником мелкими раздельными мазками (пуантилизм), в русле реалистических тенденций и импрессионизма, отражает его творческие искания начала 1980–х годов.

Основополагающим же для творчества В. Тришкина, является понимание живописи в её естественности в раскрытии натуры, в развитии художественного видения, образности и понимания нового на основе преемственности традиций русской школы. Он пишет кистью и мастихином, использует широкий пастозный мазок и лёгкие лессировки, создающие впечатление дыхания красочной поверхности, что позволяют ему добиться той степени обобщения, эмоциональной выразительности, по которым мы узнаем руку мастера Виктора Тришкина.

Перелагая свои ощущения на холст, художник большое внимание уделяет передаче различных состояний природы, каждое время года неповторимо. Его привлекает, и долгая камчатская зима с её удивительной чистотой воздуха, контрастами теней на белом снегу, пургами и оттепелями («Лыжня к улкану», «После пурги»), и сочная зелень короткого камчатского лета («Жаркое лето. Паужетка», «Летний вечер»). Но особенно много работ художник посвящает осеним и весенним мотивам. В них шальное прощальное полыхание красок («Камчатская осень») и поэтическая грусть, свойственная поздней осени, когда в задумчивой прозрачности увядающей природы ощущается неумолимое приближение зимы («Перед снегом»).

Особый отклик в душе Виктора Тришкина находят весенние откровения. К ним можно отнести «Весенний вечер», «Весна», «Ольха цветет». Глубоко прочувствован, словно сотканный из тончайших по колориту сложных серебристо-синих, сиреневых, розовых, охристо-коричневых цветовых отношений пейзаж «Весна. 8 апреля» (день рождения художника). Здесь нет внешних эффектов. В то же время, в простом весеннем мотиве с изображением сопок, тонких березок у реки и первых проталин, чуть обнажившегося от снега склона – ожидание чуда, когда свершается таинство преображения природы, большая жизненная правда и хрупкая красота, созвучные поэтическим строкам и состоянию души художника:    

             А на Камчатке ранняя весна…

             Капель по клавишам стучит

             И в этой музыке восьмая нота

             Души моей отчаянно звучит. *

_

* Из стихотворения «Апрель» камчатской поэтессы Ольги Шишковой.

Виктору Тришкину интересны все времена года: зима, весна, лето, осень, сменяя друг друга, они всякий раз по-новому, волнуют художника неисчерпаемым богатством красок и впечатлений.

А ещё он любит писать межвластье дня и вечера, находя в этой поре то особое состояние, когда холодные сумерки ещё не унесли тепло и ясность уходящего дня («К вечеру», «Сиреневый вечер»).

Помимо собственно пейзажных полотен Виктор Тришкин разрабатывает темы,

связанные с индустриальным, городским и сельским пейзажем («Паужетская Геотермальная станция», «Старая Моховая. Зима», «Окраина Оссоры»). В такие пейзажи, особенно городские и сельские, художник нередко включает жанрово-повествовательные интонации – сюжеты, связанные с обыденной жизнью, вводя фигуры людей, но при этом

они всегда согласованы с живописной средой пейзажа, не доминируют, а лишь дополняют и как бы растворяются в ней («Стрый город. Рябиковская», «Тымлат»).

Из небольшого числа его работ портретного жанра, где немаловажную роль играет пейзаж, можно отметить: «Хозяин тундры», «Оленевод Вантулян», «Молодой оленевод Окирго».

            Образные обобщения художника находят интересное художественно-пространственное решение в его картине «Крабы и море», в которой найден гармоничный сплав натюрморта в пейзаже. Торжественно звучит цвет карминно-красных крабов (на добротном деревянном золотисто-коричневом столе с раковинами и хрустальным фужером) на фоне синевы моря, парящих белых чаек и неба. Пейзаж «распахивает» пространство, по существу камерного натюрморта, сообщая композиции панорамный простор и ощущение свежести. Эта картина, как и многие другие его полотна подобна гимну, славящему красоту и богатство Камчатской земли.

Талант художника-колориста Виктора Тришкина проявляется в особенности его живописного видения: сочетании пленэрности с «декоративным» отношением к цвету, непринуждённостью композиции.

            В творческой биографии Виктора Тришкина много выставок самых разных уровней: городские, областные, краевые, зональные,4. На открытии выставки. Прага. 1993 региональные, республиканские, всесоюзные, зарубежные (США, Япония, Австрия, Чехия), персональные.

В 1993 и1995 гг. вместе с творческой группой «Камчатка» (Ф. Тебиев, В. Тришкин, В. Шохин) и Камчатским камерным оркестром под руководством Георгия Аввакумова он побывал в Чехии и Австрии. Работы камчатских художников с успехом экспонировались в Праге, Вене и Зальцбурге.

 

 На открытии выставки. Прага. 1993 г.

В 1999 году Виктору Тришкину было присвоено звание заслуженного художника России.

Живопись Виктора Тришкина бывает совершенно разной по настроению: глубоко лирической, созерцательно-философичной, взволнованно-романтической, но общее впечатление от его полотен – эмоциональное жизнеутверждающее мироощущение, основанное на непосредственном контакте с природой. Художник не перестаёт удивляться окружающему его миру, любуется его красотой, и зритель невольно вовлекается в «театр» его живописно-пластического языка.

А.Черкашина, старший научный сотрудник камчатского краевого

художественного музея, искусствовед, член Союза художников России

Источники:

 

1. Интервью с Виктором Тришкиным.

2. Черкашина А. Очарованный Камчаткой: живописный театр Виктора Тришкина [к 75-летию заслуженного художника России Виктора Тришкина]. // Камчатский край – Едина Камчатка. – 2015. – 6 мая, с. 24.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2020 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.