Основа живописной коллекции Камчатского краевого художественного музея – произведения российских художников ХХ века. Среди них – один из выдающихся представителей пейзажной живописи, народный художник СССР Щербаков Б.В.

Творчество Бориса Валентиновича Щербакова (1916-1995) занимает особое место в отечественной культуре. Годы жизни художника совпали с самым неоднозначным периодом российской истории: он был свидетелем становления и распада Советского Союза, участвовал в Великой отечественной войне. Будучи представителем советской школы социалистического реализма, во многом идя в ногу с мейнстримом советского искусства, он сумел найти собственный путь в искусстве, оставшись верным классическим канонам реалистической живописи.

Борис Щербаков родился 7 апреля 1916 г. в Санкт-Петербурге в семье художника. Его отец Валентин Семенович Щербаков, окончивший Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, был учеником Ильи Ефимовича Репина, и к моменту рождения сына был уже сложившимся живописцем. В мастерской техники и технологии живописи профессора Д.И. Киплика он в совершенстве овладел старинной техникой фресковой живописи. В. С. Щербаков исполнял заказы по росписи церквей, а после революции 1917 года работал театральным художником. Свои знания и умения он передавал сыну. С малых лет занятия живописью были главным увлечением Бориса Щербакова, со временем превратившись в профессию и призвание всей жизни. В своем обучении рисованию и живописи он прислушивался к советам художников – друзей отца. Мальчику посчастливилось писать этюды вместе с замечательным пейзажистом первой половины ХХ столетия А.А. Рыловым: «Когда мне было тринадцать лет, он проводил с нами лето в деревне и тогда впервые обратил внимание на мое увлечение живописью, и с той поры до самой своей смерти в течение одиннадцати лет был моим другом и наставником». Семья Щербаковых много общалась с известными художниками, поэтами, музыкантами, учеными того времени. Разговоры об искусстве, литературе, музыке, высокие духовные запросы ближайшего окружения формировали мировоззрение юного художника. Круг общения, постоянные занятия живописью и частое посещение музеев и художественных выставок Ленинграда способствовали творческому осмыслению начинающим художником наследия русского и мирового искусства.

В 1933 г. Борис Щербаков поступает во Всероссийскую Академию художеств, где в то время происходили серьезные реформы, основой которых было воспитание учащихся в духе социалистического реализма. Итогом обучения стала дипломная работа «Редакция газеты «Правда», год 1917-й» (1939). После окончания Академии он пишет тематические и исторические полотна: «Петр I принимает европейских послов в кузнице», «Разлив стали на заводе Уралмаш», «В семье героя», и другие. В 1951 - 1953 годах он с группой художников пишет картину «Заседание президиума Академии наук СССР», за которую удостаивается Сталинской премии. В середине 1950-х годов Щербакова в составе делегации из 11 художников отправляют по заданию правительства в Германию, в Дрезден, делать копии с возвращенных шедевров Дрезденской галереи. Он работает с такими шедеврами как «Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном» А. Мантеньи и «Вирсавия» Рубенса. В Германии Щербаков прожил около полугода. Он много путешествовал с этюдником, писал с натуры Веймар - родину Гете и Шиллера, домик Гете и его интерьеры, Дрезден, крепостные башни Вартбурга. В 1957 году в Дрездене открылась его первая персональная выставка "Города и люди ГДР".

Щербаков проявил свой талант живописца в разных жанрах: писал натюрморты в духе старых голландских мастеров, создавал портреты выдающихся советских ученых и деятелей культуры (академик В.А. Обручев, писатель К.А. Федин, актриса Е.Н. Гоголева и многие другие). Однако Бориса Щербакова запомнили в первую очередь как мастера пейзажной живописи, и именно пейзаж стал визитной карточкой его творчества.  «Я очень люблю пейзаж, – писал Борис Валентинович. - Люблю небо, и когда оно высокое, голубое и светлое, и когда оно в короткий зимний день низко висит над головой в мглистом своём уборе. Я люблю его и осенью – хмурое с серо-свинцовыми тучами… Я люблю оживление весны и конец лета с запахом мёда и яблок. Словом, я люблю свою землю, свою Русь!»

В начале 1960-х гг. у него рождается грандиозный замысел - создать серии пейзажей, связанные с великими русскими писателями.  «Основная задача, - говорил художник, - в живописных образах показать не просто те или иные мотивы мемориального характера, а картины природы, дающие понятие об Отчизне нашей, как понимали и представляли ее себе замечательные русские писатели». Серия «По памятным литературным местам» включает в себя более четырехсот произведений, связанных с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, А.П. Чеховым, М.А. Шолоховым. Мастер стремился не только показать места, где жили и трудились русские классики, но и передать душевное состояние писателя, его настроение, а порой и судьбу.

Первой в тематическом цикле литературных пейзажей была Ясная Поляна, о которой Лев Николаевич Толстой писал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней". Затем следует тургеневская серия картин:  Спасское-Лутовиново - родовое имение Тургеневых, Мценск, Орел; пушкинская серия – Михайловское, Тригорское, Петровское, путешествие по следам изгнанника-поэта в Молдавию. В 1970-1980-х годах он пишет литературные пейзажи, посвященные творчеству М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова и М.А. Шолохова. К каждой литературной серии пейзажей художник писал портрет – «Л.Н. Толстой в Ясной Поляне», портрет И.А. Тургенева «Прощание с Родиной», «Над озером. А.С. Пушкин», портрет М.Ю. Лермонтова.

Его творчество получило широкую известность и в Советском Союзе, и за рубежом. Выставочная деятельность Бориса Валентиновича была чрезвычайно насыщенной. На протяжении всей жизни он принимал участие во множестве групповых выставок, персональные выставки проходили как в различных городах Советского Союза, так и за границей. В 1987 г. в Москве в Манеже прошла персональная выставка, посвященная 70-летию художника, на которой Щербаков получил звание народного художника РСФСР. Более тысячи произведений были выставлены на огромной персональной выставке в Москве в Манеже в 1991 г. Многие работы художника публиковались в журнале «Огонёк», представлялись в виде подарков иностранным дипломатическим делегациям и миссиям, в частности, были подарены в Конгресс США и в Белый Дом.

Зарубежные выставки неизменно пользовались большим успехом, а миллионы зрителей, побывавшие на них, становились поклонниками его творчества. В обзоре зарубежных выставок советских художников 1960-80-х гг. отмечали: «В январе 1974 г. персональная выставка произведений Бориса Щербакова состоялась в Будапеште. Зрители тепло встретили творчество Б. Щербакова и оставили в книге отзывов сердечные записи. Один из почитателей искусства писал: «Мне понравилась чистота, любовь к человеку и природе, богатство красок и чувств». Выставка в галерее Геккосо (Токио, 1976 г.), где были представлены 32 работы из цикла «Четыре времени года в Ясной Поляне», вызвала большой интерес публики изображением мест жизни великого русского писателя. В 1977 году устроитель персональной выставки Щербакова в галерее Арманда Хаммера (Нью-Йорк) и автор каталога В. Хаммер писал: «Я был покорен его блестящим мастерством и поэтическим восприятием. Мы горды тем, что показываем живопись одного из наиболее талантливых русских художников».

Прослеживая основные вехи биографии и творческого пути художника, понимаешь, что беспредельная любовь к природе и к своей Родине – сама суть его натуры, его судьба, данная ему при рождении. То художественное воспитание и образование, что было получено им в семье, стало главной основой его творчества. Борис Щербаков выступил продолжателем традиций русской реалистической школы живописи. Его творчество как будто несет в себе свет XIX столетия – золотого века русской культуры. Картина Б. В. Щербакова «Старики» из фондов Камчатского краевого художественного музея принадлежит  к тем глубоко прочувствованным и мастерски выполненным пейзажам, которые определяют его как выдающегося художника.

Картина представляет собой лесной пейзаж. На переднем плане небольшая опушка, покрытая травой с низкими кустиками, в центре два раскидистых тополя с пышными темно-зелеными кронами, сквозь которые виднеются другие деревья. Под тополями – фигура девушки в голубом платье. По сравнению с могучими силуэтами тополей ее фигура кажется особенно хрупкой, а легкое смещение влево от центра и нерешительность позы подчеркивает задумчивость, одинокость образа девушки. Высокое небо покрыто серыми облаками с просветами между ними. Хмурость неба созвучна грустному настроению девушки. В то же время, изображение не производит тяжелого впечатления, печаль на нем светлая – такого ощущения художник добивается сочетаниями тонких градаций  в оттенках преобладающих серого и зеленого цветов и легких переходов между светлыми и темными тонами. Работа относится к 1948 году создания – это одно из немногих произведений живописной коллекции ККХМ, представляющих первую половину ХХ столетия. Она была передана в собрание художественного музея из фондов Росизопропаганды в 1992 году. За более чем полвека время не могло не оставить своих отметин на полотне. Осенью 2014 года картина прошла реставрацию (реставратор – Ковалев А. В., РАЖВиЗ). Одним из этапов реставрационных работ, помимо укрепления красочного слоя, устранения деформации холста и прочего, было устранение поверхностных загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия. Особенно пожелтевшим выглядело покрытие в верхней части картины с изображением неба. По мере того как снимался поверхностный слой, открывался первоначальный цвет неба, который планировался автором. До проведения реставрации, было впечатление, что небо на картине ясное с частыми кучевыми облачками. При снятии пожелтевших участков и открытия авторского слоя, оказалось, что в этих местах не облака, а просветы между плотными светлыми облаками. Поменялось восприятие, а следом и смысл произведения. Окончательно объединился колорит и светотеневой компонент изображения – стало понятно, почему нет резких теней, какие бывают при солнечном свете. Картина открыла себя по новому, стала поэтичной, спокойной –  какой и задумывал ее художник.

Это произведение создано задолго до формирования литературного пейзажа как отдельного направления в работе мастера. Но любая творческая находка имеет свои истоки в более ранних поисках. А в творчестве Бориса Щербакова каждый из его пейзажей вызывает в памяти поэтические строки из шедевров русской литературы, будь то развернутые панорамные пейзажи-картины или образы полузаброшенных уголков старых усадеб. Так и в случае с работой «Старики» - в памяти невольно рождаются ассоциации с литературным произведением. Хрупкая, немного печальная фигура девушки на фоне зелени деревьев подсказывает сюжетную линию: девушка о чем-то задумалась, грустно наклонив голову и замедлив шаг, - какие мысли, какие воспоминания привели ее в этот уголок леса? Несмотря на пасмурное, в серых облачках небо, природа вокруг человека не выглядит отчужденной и неприветливой. Напротив, от густой обильной зелени лесов веет уютом. И «старики», два огромных могучих тополя, – как прообраз отца и матери, когда-то потерянных девушкой – тихо шелестят листвой над ее головой, даря заботу и покой. Такова одна из возможных сюжетных линий, что могут диктоваться высоким образным строем произведения.

Творческое наследие Б. В. Щербакова огромно и заслуживает большого признания. Его искусству присуще сильное лирическое начало, в котором чувствуется большая любовь к предмету изображения, то, что сам художник называл «чувством Родины».

 Литература:

1.  Борис Щербаков. Чувство Родины.//Огонек № 5 январь 1983 г. – с. 8.

2.  Г.Суржанинова. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.

3. Щербаков Б.В. Здесь жил и работал Лев Толстой. Альбом репродукций.  М, 1978.

4. Малахов Н. Отечественное искусство на выставках за рубежом. М: Изобразительное искусство, 1980. С. 173-174

5. Лебедев А.К. Художник и судьбы народа. Сборник статей. М: Изобразительное искусство, 1983.

6. Г.Б. Щербакова. Творчество Б. В. Щербакова. Электронная библиотека Artlib.ru.

7. Чурюканова О.В. Основные направления живописного искусства Бориса Щербакова. «Конец сентября» как плесская составляющая волжского цикла художника (из коллекции Плесского музея-заповедника). http://www.plyos.org/stat/stat12.html

 

А. Б. Панова,  научный сотрудник Камчатского краевого художественного музея

ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2018 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 426-025, 433-900
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.